Глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая на днях предложила разработать для российских школ единые учебники литературы и русского языка
Global Look Press
Глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая на днях предложила разработать для российских школ единые учебники литературы и русского языка По ее словам, знание языка, истории и литературы определяет культуру человека, а стало быть задача государства - обеспечить единство образования по этим предметам и единое культурное пространство
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая на днях предложила разработать для российских школ единые учебники литературы и русского языка
Global Look Press
 
 
 
По ее словам, знание языка, истории и литературы определяет культуру человека, а стало быть задача государства - обеспечить единство образования по этим предметам и единое культурное пространство
© РИА Новости / Виталий Аньков
 
 
 
На службу воспитательной миссии и формирования патриотизма решили поставить не только гуманитарные предметы, но даже математику
© РИА Новости / Артем Житенев

Глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая на днях предложила разработать для российских школ единые учебники литературы и русского языка, которые бы не только давали знания по этим предметам, но и формировали правильное мировоззрение. Предложение прозвучало в рамках парламентских слушаний по теме "Российская историческая традиция: содержание учебника истории".

"Это главные дисциплины, которые не только обучают, но и воспитывают, формируют личность, мировоззрение человека, его самоидентификацию как неотъемлемую часть нашего народа", - приводит слова Яровой "Новые известия".

По ее словам, знание языка, истории и литературы определяет культуру человека, а стало быть, задача государства - обеспечить единство образования по этим предметам и единое культурное пространство. Вариации депутат готова допустить только там, где речь идет о детях с ограниченными возможностями.

В пресс-службе Минобрнауки изданию сообщили, что в профильных отделах проекта по созданию единой линейки учебников по русскому языку и литературе пока нет. А представители педагогических общественных организаций говорят, что сегодняшним школам необходимы если не единые учебники, то хотя бы единая программа.

Напомним, в настоящее время в стране ведется разработка единого учебника истории. Инициатором проекта стал президент РФ Владимир Путин, посчитавший, что прежние издания изрядно начинены "идеологическим мусором", а зачастую и вовсе содержат "вещи, которые абсолютно неприемлемы не только для нашей страны, нашего народа - для любой страны, любого народа это просто как плевок в лицо". Глава государства предложил ученым и педагогам договориться о единообразной трактовке исторических событий, изложенных в учебных пособиях. А для большей объективности к работе решили привлечь иностранных специалистов.

Математику посчитали недостаточно патриотичной

На службу воспитательной миссии и формирования патриотизма решили поставить не только гуманитарные предметы, но даже математику. Научно-методический совет по учебникам при Минобрнауки исключил из перечня рекомендованных ряд пособий, в том числе учебники системы развивающего обучения Леонида Занкова и учебники по математике для начальных классов Людмилы Петерсон, пишут "Новые известия".

Педагоги возмутились и объявили решения экспертов "вкусовщиной". "Странно, когда эксперт заявляет, что баклажаны детям неведомы, а на картинках они должны смотреть на персонажей только из отечественных произведений и математику учить на символике РФ. Это искажает понятие патриотизма до карикатурного явления", - высказался, к примеру завкафедрой психологии образования МПГУ Алексей Обухов.

Речь идет о том, что в учебниках математики Петерсон не нашли материалов, "способствующих развитию эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости", а также патриотизма. Эксперты посчитали, что "герои произведений Джанни Родари, Шарля Перро, братьев Гримм, Астрид Линдгрен вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свои страну и народ".

Из ныне существующих программ для начальной школы учебники Людмилы Петерсон считаются одними из наиболее сложных для младшеклассников, однако, по мнению экспертов, они учат детей нестандартному подходу к решению задач и развивают логическое мышление.

Отметим, остросоциальная сказка итальянского коммуниста Родари уже подвергалась цензуре в России. В спектакле "Чипполино", который идет на сцене московского театра "Содружество актеров Таганки", революции не происходит. Как поясняла режиссер Екатерина Королева РИА "Новости", в театре побоялись "всяких революций", поэтому переворот решили устраивать только в умах героев. Герои сказки, овощи, добираются до принца Лимона и подают ему прошение. Тот прозревает и отменяет несправедливые указы.

России предлагают восстановить "распавшуюся связь времен", чтобы не раствориться в "фантоме глобального мира"

По всей видимости, ревизия в связи с усилением потребности в дидактическом патриотизме затронет не только школьные учебники. Изменения ждут государственную культурную политику России в целом. В Госдуме РФ накануне обсуждался проект концепции, "нацеленной на построение особой системы воспитания и просвещения граждан".

Как сообщает РБК daily, документ разработан в администрации президента и вскоре должен быть вынесен на общественное обсуждение. Курирует проект глава президентской администрации Сергей Иванов, а за основу, по словам замруководителя рабочей группы Владимира Толстого, легли "многочисленные выступления президента Владимира Путина за последние два года".

В проекте документа говорится, что Россия "должна сохранять свое уникальное государство-цивилизацию, свои нравственные и духовные основы, раскрываться миру, но не растворяться в нем", иначе, полагают авторы, стране придется "оставить историческую сцену, распавшись на множество частей, растворившись в фантоме глобального мира".

Целью современного российского государства провозглашается "возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития". Этого, как предполагается, можно добиться, создав особую систему воспитания и просвещения.

В числе предложенных шагов перечислены привлечение детей и молодежи к участию в культурных проектах, поддержка отечественной литературы, "восстановление распавшейся связи времен" и "возвращение накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта в общественное сознание". Упоминается и необходимость повышения качества контента в интернете. Субъект, от лица которого предлагается осуществлять реформы, может быть наделен "обширными правами межведомственного и межрегионального уровня", кадровыми и финансовыми ресурсами.