Логин

Пароль или логин неверны

Введите ваш E-Mail, который вы задавали при регистрации, и мы вышлем вам новый пароль.



 При помощи аккаунта в соцсетях


Журнал «ПАРТНЕР»

Журнал «ПАРТНЕР»
История >> Люди, вошедшие в историю
«Партнер» №2 (89) 2005г.

Великая русская княгиня Мария Павловна и серебряный век Веймара

 

2004 год был в Веймаре годом Марии Павловны, великой русской княгини и великой герцогини Саксен-Веймар-Эйзенах. 200 лет назад восемнадцатилетняя дочь Павла I и внучка Екатерины Великой вышла замуж за наследного герцога Карла Фридриха и переселилась с берегов Невы в скромную резиденцию на Ильме. Этому событию была посвящена большая выставка «Их императорское Высочество Мария Павловна – царская дочь при веймарском дворе», многочисленные концерты, доклады, презентации фильмов. Пожалуй, в первый раз был так полно показан неоценимый вклад этой русской женщины в решение социальных вопросов, развитие культуры и искусства в городе классиков. Именно любовь Марии Павловны к музыке стала причиной серебряного века Веймара, неразрывно связанного с именем Ференца Листа

Торжественный въезд Марии Павловны в Веймар, состоявшийся 9 ноября 1804 г., стал подлинной сенсацией. Неизгладимое впечатление произвело ее исключительное богатство, только для перевозки приданого потребовался обоз, состоявший из 80 повозок, который сопровождали казаки в необычных восточных одеждах. Всё это великолепие было затем выставлено для всеобщего обозрения в десяти залах городского замка. Воистину, волшебная фея прибыла в Веймар, чтобы осчастливить его жителей.

В городе классиков Марии Павловне был оказан восторженный прием. Основательница «двора муз» Анна Амалия назвала ее «истинным сокровищем». «Папа Виланд» писал: «Несомненно, с ее приездом в Веймаре начнется новая эпоха, своим живительным влиянием она продолжит и доведет до более высокого совершенства то, что Амалия начала более сорока лет назад». В придворном театре специально по случаю прибытия высокой особы было поставлено «Поклонение искусств» Шиллера. После первой встречи с Марией Павловной Шиллер написал: «По-немецки она объясняется с трудом, но понимает, когда ей говорят, и хорошо читает. Очень серьезно относится к изучению языка. Кажется, у нее твердый характер, и если она захочет добра и справедливости, мы можем надеяться, что ей это удастся». Супруга Марии Павловны нельзя было отнести к творческим, деятельным и решительным натурам. Поэтому неудивительно, что жизнь в Веймаре всё в большей степени определялась великой русской княгиней, которая в полной мере оправдала возлагавшиеся на нее надежды. Выросшая среди петербургской пышности и величия, Мария Павловна превращает Веймар в одну из самых блестящих немецких резиденций, которая приобретает после Венского конгресса (1814-1815) статус Великого Герцогства.

Отметим, что первая половина XIX века проходила под знаком Великого альянса, олицетворявшего проникновение России в Европу. И нигде в Германии русское присутствие не было столь зримо, как в Веймаре. В разное время его посещали Александр I, Николай I, члены императорской семьи, а также Жуковский, Гоголь, Тургенев и многие другие известные личности. Для многочисленных приезжих из России была даже построена гостиница «Александерхоф» (ныне «Руссишер хоф»).

Со свойственной ей энергией и размахом Мария Павловна занимается благотворительной деятельностью, поощряет развитие культуры и искусства, в первую очередь, музыки. При ее содействии в Веймар приглашается в качестве придворного капельмейстера ученик Моцарта и друг Бетховена, известнейший пианист того времени Иоганн Непомук Гуммель. Великая княгиня оплачивает из своих личных средств половину его жалованья, берет у него уроки игры на фортепиано. В репертуар придворного театра включаются оперы Моцарта, Глюка и Вебера, в нем выступают с концертами знаменитые виртуозы, в частности, Паганини.

Спустя четверть века после приезда Марии Павловны в Веймар Гёте написал: «Она стала добрым ангелом для страны. Я знаком с великой герцогиней с 1805 г. и имел много возможностей восхищаться ее душой и характером. Она является одной из лучших и наиболее значительных женщин нашего времени».

После смерти Гёте, ознаменовавшей конец золотого века, в Веймаре образовался «культурный вакуум». Мария Павловна стремится вернуть городу классиков его былую славу. По примеру знаменитых «Тафельрунден» Анны Амалии она организует «Литературные вечера», на которые приглашаются известные профессора Иенского университета и такие корифеи науки, как Александр фон Гумбольдт. Чтобы подчеркнуть связь с классическим Веймаром, во дворце создаются мемориальные комнаты Гёте, Шиллера, Виланда и Гердера.

В то же время было ясно, что для возрождения «двора муз» необходима личность, сопоставимая по своему масштабу с веймарскими классиками. Блестящий случай представился в 1837 г., когда из Геттингенского университета за вольнодумие были уволены семь профессоров, в том числе знаменитые писатели: германист Якоб Гримм и историк Вильгельм Гримм. Однако, не желая портить отношения с ганноверским королем, Карл Фридрих отказался пригласить братьев Гримм в Веймар.

В этом же году умер придворный капельмейстер Гуммель. Мария Павловна направляет все свои усилия на поиски выдающегося музыканта, желательно пианиста, который мог бы стать его преемником. И таким виртуозом, превратившим небольшую резиденцию на Ильме в музыкальный центр Европы, стал Ференц Лист.

Ференц Лист оказался для Веймара счастливым случаем, подарком судьбы. Он принес в город, живущий прошлым, славу величайшего пианиста своего времени, светский блеск и дуновение французской романтики. Описание его жизни читается как роман: в девять лет он впервые на сцене за роялем, в пятнадцать – избалованный любимец парижских салонов, затем - триумфальные выступления по всему континенту. Благородные черты лица, развевающиеся волосы и дантовский профиль, изящная и элегантная фигура, – этот венгр, в основном говорящий по-французски, покорил сердца современников.

Когда Лист в 1841 году впервые выступает в Веймаре, его встречают с восторгом, какого город не знал со времен Паганини. Мария Павловна дарит ему украшенную изумрудами дирижерскую палочку. Годом позже, после второго приезда Листа в город классиков, он назначается  «экстраординарным придворным капельмейстером». Это была почетная должность, не накладывавшая на него каких-либо особых обязанностей, но дававшая возможность во время посещения города с концертами использовать придворную капеллу по собственному усмотрению. Именно в этом состояла основная причина окончательного переезда Листа в Веймар в 1848 г. Достигнув вершин в качестве пианиста-виртуоза и устав от постоянных разъездов, он хотел теперь сосредоточиться на работе с оркестром, дирижировать, сочинять музыку.

Лист поднимает концертную жизнь Веймара на новые, не изведанные ранее высоты. За дирижерским пультом придворного театра стоит полный огня и энергии лидер, умеющий продемонстрировать тончайшие нюансы музыки. Жестами и выражением лица он стремится увлечь каждого музыканта, передать ему свое вдохновение и порыв. Взрывной ритм для него важнее, чем такт. Сегодняшним посетителям филармонических концертов такой прием может показаться само собой разумеющимся, однако в то время это был абсолютно новый, революционный подход к творчеству дирижера. Основное внимание Лист уделяет произведениям современных композиторов: Роберта Шумана, Гектора Берлиоза, Рихарда Вагнера.

Герой многих скандальных романов, Лист приезжает в Веймар не один. Его сопровождает польская аристократка, княгиня Каролина фон Сайн-Виттгенштейн. Они познакомились в Киеве во время одного из благотворительных концертов, которые Лист в большом количестве давал во всей Европе, и полюбили друг друга. Княгиня очень богата, но несчастлива в семейной жизни: в семнадцать лет ее против воли выдали замуж за сына российского фельдмаршала Виттгенштейна. Едва подав Николаю I прошение о разводе, она приезжает вместе с маленькой дочерью в Веймар, надеясь на помощь великой русской княгини.

Мария Павловна предоставляет Каролине фон Сайн-Виттгенштейн в качестве резиденции Альтенбург - красивое трехэтажное здание, возвышающееся над городом на одном из холмов на правом берегу Ильма. Лист сначала поселяется в отеле «Эрбпринц», но затем переселяется к своей княгине. Более чем на десятилетие Альтенбург превращается в духовный и музыкальный центр Германии, место встречи артистического авангарда. К числу его постоянных гостей относятся не только ученики Листа Антон Рубинштейн и Ганс фон Бюлов, а также композиторы Петер Корнелиус, Гектор Берлиоз, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс и Бедриг Сметана, но и известнейшие поэты, писатели, художники и ученые того времени.

В августе 1848 г. порог Альтенбурга впервые переступает Рихард Вагнер, которого Лист относит к числу наиболее одаренных  композиторов Германии. В феврале следующего года, в день рождения Марии Павловны, в придворном театре с успехом проходит опера Вагнера «Тангейзер». А уже в мае композитор, принимавший участие в революционных событиях в Дрездене и скрывавшийся от полиции, опять появляется в Веймаре. Лист пытается помочь своему другу, но из политических соображений Карл Фридрих отказывается предоставить Вагнеру убежище. С фальшивым паспортом Вагнер вынужден бежать в Швейцарию. По дороге, в эйзенахском замке, с ним тайно встречается Мария Павловна, желающая ободрить композитора и выразить свое восхищение его музыкой.

За «Тангейзером» следует «Лоэнгрин» Вагнера, премьера которого состоялась 28 августа 1850 г. по случаю 101 годовщины со дня рождения Гёте. Тем самым Лист стремится связать творчество Вагнера с классическим наследием Веймара. По его просьбе Мария Павловна жертвует для этой цели 2000 талеров. По тем временам это была немалая сумма. Для сравнения отметим, что Шиллер за свой дом на Эспланаде (ныне музей Шиллера на улице Шиллера) заплатил 4200 талеров, а годовое содержание Листа в качестве придворного капельмейстера составляло 1000 талеров, которые также выплачивались Марией Павловной из своих личных средств.

Постановкой этой оперы, которая длится четыре часа, Лист воистину пишет историю музыки. Международная критика восхищена, со всего света в Веймар съезжаются композиторы и ценители оперного искусства. Своим шумным успехом «Лоэнгрин» во многом обязан строительству железной дороги, проходящей с 1846 г. через  Веймар. Весть об этой легендарной опере разнеслась по всей Германии. Чтобы прослушать ее, любители музыки и почитатели таланта Вагнера устремляются со всех концов страны в резиденцию на Ильме. Они заполняют в придворном театре все места до последнего, их овации выражают бурю восторга, вновь и вновь они вызывают маэстро Листа на сцену.

В 1853 году, в рамках «недели Вагнера», Лист ставит третью оперу великого композитора – «Летучий голландец». К сожалению, его попытка осуществить в Веймаре эпохальную постановку «Нибелунгов» и объединить тем самым музыкальную драматургию Вагнера с веймарской классикой потерпела неудачу. Причиной тому была как нехватка средств – для «Нибелунгов» предполагалось построить специальный театр, так и сопротивление консервативных кругов Веймара: «Гёте или Вагнер, вместе - никогда».

Как веймарский двор, так и мещанское население города отнеслись к Листу из-за его связи с Каролиной фон Сайн-Виттгенштейн резко отрицательно. То, что в свое время простили Гёте, не простили Листу. Альтенбург рассматривался как гнездо греха, даже почта на имя дирижера до последнего дня направлялась в отель «Эрбпринц». Положение еще больше усугубилось после отказа Николая I удовлетворить прошение о разводе. Лист и княгиня оказались практически полностью изолированными от веймарского общества. Альтенбург, в который стекались гости со всего света, превратился в островок музыкального авангарда посреди консервативно-мещанского Веймара. Марии Павловне, оказавшейся в щекотливом положении, пришлось проявить дипломатическую мудрость и такт, чтобы сохранить дружеские отношения с опальной парой.

В 1861 г. Лист покинул Веймар и переехал в Рим. Он последовал за герцогиней, получившей разрешение на развод, которое теперь должно было быть утверждено римским папой. Еще раньше он отказался от должности придворного капельмейстера, поскольку был освистан публикой во время премьеры оперы своего ученика и друга Петера Корнелиуса «Багдадский цирюльник». До этого опера с большим успехом прошла в Мюнхене и Карлсруэ, и Лист расценил неслыханный для Веймара театральный скандал, как специально спланированный выпад против себя и своих друзей, как яростное сопротивление «старого Веймара» новой музыке, «новому Веймару».

Мария Павловна умерла двумя годами раньше, в 1859 году. За 55 лет до этого Шиллер написал: «Я ожидаю для нашего Веймара чудесную эпоху, если только она почувствует себя среди нас как дома». Действительно, великая русская княгиня внесла неоценимый вклад в культурную историю города классиков, заложив основы серебряного века. Приглашение Листа ставит Марию Павловну в один ряд с Анной Амалией и Карлом Августом, которым в свое время удалось привлечь в Веймар Виланда и Гёте, проложив тем самым путь веку золотому.

Однако окончательно почувствовать себя в Веймаре «как дома» Мария Павловна так и не сумела. В своем завещании она написала: «Я благословляю полюбившуюся страну, в которой прожила. Я также благословляю мою русскую родину, которая мне так дорога, и особенно мою тамошнюю семью. Я благодарю Бога за то, что здесь и там Он направил всё к лучшему, способствовал расцвету добра и взял под свое могущественное покровительство как мою здешнюю, так и мою русскую семью».

До конца своей жизни Мария Павловна оставалась верна стране, в которой родилась и выросла, она продолжала исповедовать православие. Среди своих титулов никогда не забывала титул великой русской княгини. По образцу и подобию Павловска, в котором провела детство, организовала в своей загородной резиденции «Русский парк». И похоронить себя завещала в русской земле.

В соответствии с последним желанием великой русской княгини, ее прах покоится в православной церкви пресвятой Марии Магдалины. Православный храм стоит на земле, привезенной из России, и примыкает к герцогской усыпальнице, в которой похоронен супруг Марии Павловны Карл Фридрих. В стене, разделяющей усыпальницу и церковь, сделан проем, так что саркофаги супругов находятся рядом, но один стоит на протестантской земле, другой – на православной. Близость и разъединение одновременно.

 

 

Юрий Тарантов (Веймар)

 

 


<< Назад | №2 (89) 2005г. | Прочтено: 1198 | Автор: Тарантов Ю. |

Поделиться:




Комментарии (0)
  • Редакция не несет ответственности за содержание блогов и за используемые в блогах картинки и фотографии.
    Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.


    Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи портала.

    Войти >>

Удалить комментарий?


Внимание: Все ответы на этот комментарий, будут также удалены!

Топ 20

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ХАИМА (ВИКТОРА) АРЛОЗОРОВА

Прочтено: 17681
Автор: Ионкис Г.

Вилли Мюнценберг: гений пропаганды

Прочтено: 16392
Автор: Шпигель С.

Не забывать Гарри Гопкинса

Прочтено: 15460
Автор: Шпигель С.

130 лет со дня рождения Бориса Пастернака

Прочтено: 2994
Автор: Воскобойников В.

Как Фридрих Великий с мельником судился

Прочтено: 2796
Автор: Переверзев Ю.

МАГДА ГЕББЕЛЬС. НЕУДАВШИЙСЯ СПЕКТАКЛЬ

Прочтено: 2668
Автор: Харманн Г.

Лион Фейхтвангер. Жизнь и творчество

Прочтено: 2417
Автор: Калихман Г.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОРОЛИ РОССИИ

Прочтено: 2346
Автор: Левенгарц В.

Руки Че Гевары

Прочтено: 2232
Автор: Жердиновская М.

Кто вы, адмирал Колумб?

Прочтено: 2057
Автор: Жердиновская М.

Братья Гумбольдты

Прочтено: 2053
Автор: Переверзев Ю.

Барон Фон Щтиглиц – русский банкир и меценат

Прочтено: 2052
Автор: Переверзев Ю.

«Истинно Гамбс есть гений в своем роде...»

Прочтено: 1950
Автор: Фишман В.

МУСА ДЖАЛИЛЬ. СВЕТ И ТЕНИ ПРОШЛОГО...

Прочтено: 1919
Автор: Вагизова В.

Генерал Брусилов и брусиловский прорыв

Прочтено: 1889
Автор: Нордштейн М.