28.11.20

Вопрос-ответ. Руминация — «зацикливание» на негативных мыслях и аутизм

Как такое явление как психологическая руминация может повлиять на поведение детей и взрослых с аутизмом, и как можно с этим бороться

Автор: Морин Бенни / Maureen Bennie
Источник: Autism Awareness Centre

 

 

Вы когда-нибудь сталкивались с проблемным поведением, например, истерикой, враждебностью, приступом злости или агрессии, когда пытались поддержать человека в спектре аутизма? У вас возникало ощущение, что этот случай возник «на ровном месте»? Возможное объяснение в том, что вы просто не заметили фактор, который спровоцировал вспышку, либо причина в том, что «копилось» длительное время. В последнем случае это «что-то» могло быть руминацией.

Что такое психологическая руминация?

Руминация в психологии — это когнитивно-эмоциональный процесс, который связан с тенденцией снова и снова думать о негативном опыте или снова и снова вспоминать прошлые события, вызывающие негативные эмоции (Sukhodolsky et al. 2001).

Другими словами, руминация — это дезадаптивная форма обработки эмоций, которая приводит к повторяющимся и пассивным мыслям, сосредоточенным на источнике стресса, в том числе прошлых ошибках, сожалениях и недостатках (Nolen-Hoeksema 1991; Nolen- Hoeksema et al. 2008).

Руминация может подавлять более адаптивные стратегии для эмоциональной саморегуляции, например, переоценку (способность посмотреть на событие снова, но уже с другой точки зрения) и решение проблем. Причина в том, что руминация вызывает продолжительный и сильный эмоциональный стресс.

Руминация на негативных мыслях может «истощить» ресурсы для эмоциональной саморегуляции, что приводит к ухудшению способности контролировать свое поведение (Kashdan et al., 2009). Также руминация связана с социальной тревожностью, которая, в свою очередь, может перейти в агрессию.

Руминация связана с тяжестью симптомов аутизма. Она также связана с более низким функционированием в повседневной жизни, симптомами депрессии и нарушениями эмоциональной и поведенческой регуляции в целом (Patel et al. 2017). Руминация также может играть важную роль в появлении проблемного поведения (повышенная раздражительность, агрессия, причинение себе вреда).

Руминация и повторяющееся поведение

Повторяющиеся мысли и воспоминания о негативном опыте могут привести к тому, что человек «застревает» на них. Такая фиксация может быть связана к повторяющимся поведением при аутизме в целом. Повторяющиеся мысли могут быть связаны с попытками человека справиться со стрессом и переработать информацию, но он не может переключить внимание и перестать думать об определенных вещах, а впоследствии не может контролировать внешнее поведение.

Какую форму могут принимать повторяющиеся мысли:

— Повторяющееся беспокойство о том, что произойдет что-то плохое, потому что это случалось в прошлом.

— Не снижающийся уровень злости или страха из-за прошлого события.

— Человек задает один и тот же вопрос снова и снова, несмотря на то, что ему каждый раз дают один и тот же исчерпывающий ответ.

— Проговаривание (вслух или про себя) фраз из прошлых разговоров и ситуаций, которое повторяется снова и снова (так называемая «мысленная петля»).

— Повторение какого-то действия, связанного с прошлой стрессовой ситуаций, снова и снова.

— Человек снова и снова говорит о чем-то, что случилось очень давно.

— Человек начал давать один и тот же ответ на самые разные вопросы, даже если это совершенно бессмысленно.

Руминация и проблемы психического здоровья

Расстройства аутистического спектра (РАС) часто связаны с различными сопутствующими заболеваниями, особенно проблемами психического здоровья. Многие расстройства психического здоровья могут быть приводить к руминации, но и сама руминация может усиливать симптомы различных расстройств. Вот несколько примеров того, как склонность к руминации связана с психическими расстройствами:

Депрессия: Во время депрессии люди часто начинают застревать на негативным мыслях и самообвинениях. Например, они могут зацикливаться на идее о том, что они недостойны ничего хорошего или обречены на неудачу.

Тревожные расстройства: Люди с тревожными расстройствами могут застревать на мыслях, связанных с конкретными страхами, например, о том, что с их семьей случится что-то плохое. Или же их руминация может носить более общий характер, когда они постоянно мысленно перебирают все, что может пойти не так.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): Люди с ОКР могут страдать от навязчивых мыслей о плохих событиях, которые потенциально могут произойти. Чтобы облегчить эти мысли, они практикуют различные ритуалы, например, проверяют дверные замки, убираются или пересчитывают предметы.

Специфические фобии: Люди со специфическими фобиями могут застревать на своем страхе, особенно при контакте с источником фобии. Например, человек с фобией пауков может быть неспособен думать ни о чем, кроме своего страха, если он находится в помещении, где он видел паука.

Шизофрения: У людей с шизофренией может быть руминация на необычных и странных мыслях или страхах, или им сложно сосредоточиться на чем-то помимо «голосов» и других галлюцинаций. Исследование 2014 года показало, что депрессия чаще всего встречается у тех людей с шизофренией, у которых есть руминация на тему социальных предрассудков в отношении их заболевания.

Руминация, нарушения эмоциональной регуляции и симптомы аутизма

В одном недавнем исследовании ученые изучали связь между руминацией и таким симптомом аутизма как повторяющееся и ограниченное поведение, а также ее связь с общими нарушениями эмоциональной регуляции при аутизме. Они обнаружили, что и повторяющееся поведение при аутизме, и руминация связаны с одними и теми же дефицитами в нейронных сетях, отвечающими за когнитивный контроль.

С этой точки зрения возможно, что руминация — это один из ключевых симптомов аутизма, разновидность повторяющегося и ограниченного поведения (ригидного мышления, стремления к однообразию и повторяющихся действий). Склонность к повторяющимся мыслям может означать, что дети с РАС предрасположены к руминации.

Сложности с эмоциональными реакциями и когнитивным контролем в сочетании с повторяющимся и ограниченным поведением мешают ребенку развить адаптивные стратегии эмоциональной саморегуляции, например, решение проблем. Такие нарушения, в свою очередь, могут повысить для него риск развития сопутствующих психиатрических расстройств.

Это превращается в замкнутый круг, потому что дефициты в когнитивном контроле и такая дезадаптивная стратегия как руминация мешают человеку разрешить проблемную ситуацию и справиться с эмоциями. А сильные негативные эмоции подпитывают руминацию. В свою очередь, руминация значительно повышает риск «взрывного» проблемного поведения.

Как можно преодолеть руминацию?

Уменьшение тревожности. Существует множество стратегий для уменьшения тревожности, и обязательно нужно сформировать собственный набор «инструментов» для борьбы с тревожностью. Например, это могут быть различные техники из когнитивно-поведенческой терапии. (Также смотрите: «Как учить ребенка с аутизмом релаксации», «Как уменьшить тревожность при синдроме Аспергера»).

Физические упражнения. Физическая активность — это эффективная стратегия для снижения стресса и поддержания позитивного эмоционального фона. (Также смотрите: «Физические упражнения для коррекции поведения при аутизме», «Как добавить физическую активность в распорядок дня ребенка с аутизмом»).

Длительные прогулки и контакт с природой. Многие исследования указывают на благотворность контакта с природой. Долгие прогулки в парке или лесу способны уменьшить руминацию. Когда мой сын начал отправляться на длительную прогулку в лес раз в неделю, это очень улучшило его настроение в целом.

Переключение внимания на что-то другое. Это может сработать не всегда, но часто можно переключить мысли ребенка с того, что его беспокоит, на что-то другое. Например, в случае моей дочери Джулии — это пара видео с кошками, которые тут же меняют ей настроение. Для многих людей с аутизмом — это разговор о своем специальном интересе или в принципе что-то, что связано с их специальными интересами — это позволяет им быстро «выключить» руминацию.

Медитация или медитативные техники. С возрастом у нашего сына развилась любовь к классической музыке. Каждый понедельник он проводит утром час, медитируя под музыку. Он закрывает глаза и делает глубокие вдохи. Сейчас есть много книг и статей о так называемой осознанной медитации, но учтите, что не все люди с аутизмом могут освоить такие техники. Во многих случаях лучше подойдут техники на основе осознанности, которые адаптированы для людей с аутизмом. (Также смотрите: «Медитация для детей с аутизмом»).

Работа над чувством интероцепции. Интероцепция («восьмое чувство») сообщает нам о внутренних ощущениях — голоде, усталости, жажде, жаре, холоде или боли. Она также тесно связана с нашими эмоциями и саморегуляцией. Для того, чтобы справиться с эмоциями, важно понимать, как они ощущаются в нашем теле, и такие навыки потенциально могут уменьшить руминацию.

Будущие исследования руминации

Многие эксперты считают, что необходимы дальнейшие исследования темы руминации при аутизме, чтобы лучше понять, как эта тенденция связана с тревожностью, проблемным поведением и симптомами депрессии. Можно ли направить склонность к застреванию на определенных мыслях в позитивное русло? Например, обучать человека вспоминать радостные события, а не негативные? Мы не можем сбрасывать со счетов и то, что многие события становятся травматичными для детей с аутизмом, и руминация может усиливать связь между психологической травмой и основными симптомами аутизма. Возможно, существуют половые различия в отношении руминации при аутизме. Тут о многом нужно подумать…

Также смотрите:

Как обсудить негативное прошлое событие с ребенком с помощью метода «Разговор в комиксе»

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».