Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Вранье считается патриотической мольбой»

Интервью с актером Алексеем Серебряковым к выходу фильма «Клинч»

Сыгравший учителя в фильме «Клинч» Алексей Серебряков побеседовал с «Газетой.Ru» о положении педагога в России и способах существования в современном мире, а также объяснил, почему остался без работы.

22 октября в российский прокат выходит «Клинч» — режиссерский дебют в кино актера и театрального постановщика Сергея Пускепалиса. В основе картины — трагифарс Алексея Слаповского, рассказывающий о том, как жизнь пьющего, но добросовестного школьного учителя стремительно меняется из-за вторжения в нее бывшей ученицы, которая очень быстро доводит до точки кипения все внутренние и внешние проблемы героя. Главную роль в картине сыграл Алексей Серебряков, который по случаю премьеры фильма побеседовал с корреспондентом «Газеты.Ru».

— Что вас изначально привлекло в «Клинче»?

— В первую очередь мне понравился Сережа Пускепалис. Когда он позвонил и сказал, что хотел бы снять меня в своей картине, я обрадовался. Сережа мне очень интересен и симпатичен — и то, что он делает, и чисто по-человечески. Другое дело, что я не совсем понимал, как драматургия Слаповского будет перенесена на экран. Это же изначально театральная пьеса, которую Пускепалис уже ставил, а теперь переделал под сценарий. Я же человек не театральный, не очень понимаю специфику — она всегда более условная, фантазийная, может выше подпрыгнуть над землей. А мне привычнее руководствоваться более реалистическими законами. Мы сразу решили, что я делаю то, что могу, а в постановочную часть не вмешиваюсь. В процессе съемок я ориентировался в первую очередь на его хохот: если он смеялся за монитором, значит, я все сделал правильно. Результата я и сам еще не видел — с нетерпением жду премьеры. Давно жду: снимали мы почти два года назад.

— Как по вашим ощущениям, удалось в итоге в «Клинче» справиться с театральностью? Или она все же осталась при переносе пьесы на экран?

— Конечно, она осталась. Сам конфликт и выход из него здесь довольно театральны, условны. Кино же более безусловная вещь. Мне как раз и было интересно, насколько эта театральность, присущая Сереже, работает на экране.

— Вы говорите, что ориентировались на смех, но «Клинч» — это все-таки не совсем комедия, скорее фарс или трагифарс. Недавно в прокат вышел «Орлеан» Андрея Прошкина, тоже решенный в этом жанре. Как вам кажется, почему он снова стал актуален?

— Ну, мы живем в таком мире — в России, — где вокруг один сплошной трагифарс. Если относиться к происходящему более реалистично, то придется срочно вызывать скорую психиатрическую помощь. Никак иначе, чем с помощью некоей фарсовой конструкции, происходящее принять невозможно. Достаточно сказать, что налоги, которые я заплатил с гонорара за эту картину, пошли в том числе на производство автоматов и ракет, которые сейчас летают в Сирию.

— Давайте вернемся к кино. В одном из первых ваших фильмов — «Последний побег» — вы играли трудного подростка, которого пытался спасти воспитатель в исполнении Михаила Ульянова. Сейчас вы сами сыграли роль учителя, столкнувшегося с нерадивой ученицей. Как, на ваш взгляд, изменился образ учителя в кино? Есть ли в изображении людей этой профессии в двух фильмах что-то общее?

— Мне кажется, что по всей России учителя — это женщины с халой на голове и с брошкой на груди, я таких видел, когда ходил в Москве на родительские собрания. Других преподавателей в России можно найти разве что в школе «Золотое сечение», где преподает Дмитрий Быков. В учителя сегодня идут либо самородки, для которых педагогика — призвание, либо те, кто не поступил в МГУ и пошел в педагогический.

Это непрестижная профессия: денег мало, работы много, нервов еще больше.

При этом, на мой взгляд, учитель и врач — самые важные профессии вообще. И это профессии, которые у нас никак не обеспечены. В общем, в сфере педагогики, как и во всех остальных, у нас все не очень хорошо. Если же вернуться к кино, то герой Ульянова — это наставник, учитель в даосском смысле, сэнсэй. Учитель же, которого я играл в «Клинче», к этому не имеет никакого отношения. И не потому, что он плохой человек. Просто нынешнее поколение в сэнсэях не нуждается. Моральные ориентиры оно находит в интернете, в компьютерных играх, в «Доме-2». Какие это ориентиры — понятно.

— «Клинч» — это третий за год фильм с вашим участием. Как так вышло, ведь до этого у вас был двухлетний перерыв?

— Это связано с тем, что фильмы выходят не сообразно тому, как они снимаются. Некоторые — сразу, как сериал «Фарца», например. Другие ждут несколько лет. Вообще, сейчас я стал сниматься гораздо меньше, чем раньше. Тому есть объективные причины: производство упало, денег нет. Памперсы больше не надо рекламировать — рынок рухнул, и мы не можем больше снимать столько же сериалов, сколько раньше. Сейчас у меня фактически нет работы. Последние предложения оставляли желать сильно лучшего, а сейчас их нет вообще.

— Неужели совсем ничего?

— Да. Последние несколько лет я сидел со стопкой сценариев и мог выбирать — сейчас у меня на руках нет ни одного. Не знаю, с чем это связано. Может быть, с тем, что Мединский считает меня предателем из-за того, что я перевез семью в Торонто. А может, с объективным упадком кинопроизводства.

— И как давно вы в таком положении?

— Летом я снялся в четырехсерийном историческом фильме Месхиева «Стена» — по роману Мединского, кстати. Видимо, только его романы сейчас можно экранизировать. Еще я снялся в пилоте сериала Ани Меликян, но я не знаю, получит ли этот проект развитие.

— В одном из интервью пару лет назад вы говорили о том, что вам наиболее близки трагические герои, но в «Клинче» и «Левиафане» ваших персонажей, несмотря на незавидную судьбу, сложно назвать по-настоящему трагическими. У них есть к этому задатки, но нет главного — трагический герой, в отличие от них, всегда действует. Неужели нет ролей, больше отвечающих вашему запросу?

— Сложно сказать. Во-первых, я очень завишу от предложений, а не самостоятельно создаю себе фильмографию. Я действительно вижу мир в трагических красках, это неотъемлемая черта моей личности. Я не очень смешливый человек, мне чаще хочется плакать от того, что я вижу вокруг. При этом мне кажется, мы настолько внедрены в информационное поле, что человек, способный хоть о чем-то задумываться, понимает абсолютную бессмысленность любых телодвижений.

Сбиты все ориентиры: вранье считается патриотической мольбой, правда — не есть правда, а понятия добра и зла очень размыты и постоянно меняются местами.

Мы открыли для себя огромный мир, но сами на фоне него превратились в ничто. Современный мир слишком велик, а трагедия предполагает замкнутое пространство. Сегодня сложно сказать, что несешь разумное, доброе и вечное — эти категории максимально сложно определить. Для того чтобы это сделать, надо быть либо очень мощным мыслителем, либо обладать сильной пассионарностью. Такие люди рождаются очень редко.

— И по-вашему, эту ситуацию никак нельзя преодолеть?

— А я не уверен, что ее нужно преодолевать. Может быть, надо понять и принять, что мы сейчас находимся в принципиально другом мире. С появлением интернета исчезла необходимость в огромном количестве вещей, на которых зиждилось наше существование. Абсолютно бессмысленными стали границы государств, само государство — как проводник идеологии — тоже потеряло значение. Оно нужно только как инструмент для повышения благосостояния. Множество профессий оказались совершенно не нужны.

Например, профессия солдата как человека, умеющего убивать, сегодня потеряла всякий актуальный смысл — только мы задерживаем ее уход в небытие.

У нас солдат очень много, и они не хотят уходить с исторического поля, доказывая свою необходимость. Меж тем профессия этих людей заключается в том, чтобы просто, тупо убивать. Потому что для защиты есть полиция. Солдаты сейчас не нужны, так же как в свое время стали не нужны извозчики. В общем, как я уже сказал, мир стал совсем другим по сравнению с тем местом, где мы жили еще 30–40 лет назад. Нам надо заново учиться в нем жить, потому что мы пока не знаем плюсов и минусов этого нового существования. Да что там говорить, скоро фильмы типа «Трансформеров» смогут снимать дети с помощью айфона. Другое дело, что такое кино не отражает жизнь человеческого духа. Там нет того, что называется «над вымыслом слезами обольюсь». Эти картины будут продолжать смотреть в кинозале. Но и такое кино, которым занимается, например, Звягинцев, актуальности не потеряет никогда, для небольшого количества зрителей.

— Про Звягинцева понятно, но вот вы говорите, что солдат не актуальная профессия, которую задерживает на свете только Россия, а при этом Голливуд исправно поставляет фильмы о войне.

— Смотря какие фильмы. Если речь идет о трюковых картинах, то там просто вообще не важно, где происходит действие, в Ираке или в космосе. В космос, кстати, давно пора отправить «Неудержимых», им там самое место, пусть сражаются с межпланетной гадостью, здесь им делать нечего.

Если же речь идет о более серьезном кино, то мы, безусловно, не можем сбрасывать со счетов мироощущение Клинта Иствуда, который считает нужным снимать кино о солдатах.

Проблемами отдельного человека, попавшего в окоп, режиссеры-художники будут продолжать заниматься, это интересно. Там речь идет о психологии войны, о страхе, ненависти — эти темы всегда будут актуальны. С другой стороны, в случае с Иствудом интересно еще и то, сколько лет человек бегал с длинным пистолетом и сплевывал из-под широкополой шляпы, чтобы в итоге начать снимать фильмы уровня «Непрощенного» или «Малышки на миллион».

— Почему вы сами не пошли по пути актера жанрового кино? После фильма «Фанат» у вас были все шансы стать звездой в этом направлении.

— Мне, если честно, это не очень интересно. Параллельно с «Фанатом» я снимался в «Случайном вальсе» Светланы Проскуриной. «Фаната» посмотрели миллионы, а «Случайный вальс» не видел никто. Но я уже тогда понял, что вторая картина для меня важнее и интереснее. Я могу до сих пор подраться в «Обитаемом острове», но «Иванов» или «Левиафан» мне интереснее. Просто иногда, как ни смешно, для того, чтобы случился «Левиафан», нужен «Обитаемый остров».

Скажем, Андрей Сергеевич Кончаловский позвал меня в театре играть Тригорина после того, как посмотрел «Антикиллера-2», которого снял его сын.

— Что, кстати, с театром? Вы же начинали в Театре Олега Табакова, а потом почти прекратили выходить на сцену.

— Я и сейчас почти не играю. Театр для меня очень сложная конструкция и при этом долговременная. Кино легче — я приезжаю из Канады, снимаюсь 20 дней и уезжаю, а в театре надо играть годами. Правда, я сейчас ставлю спектакль здесь, в Канаде, по пьесе Барри Киффа «Прищучил». Это знакомый мне материал — я сам играл в этой постановке у Табакова двадцать с лишним лет назад и могу опереться на режиссуру Олега Павловича и Кости Райкина.

— Я так понимаю, что в канадском и американском кино вы не снимаетесь, а как получилось с театром?

— С кино это пока действительно невозможно. Я не вхож в местные кинематографические круги и пока не очень понимаю, как туда можно войти. Честно говоря, я еще и сомневаюсь в том, что мне это интересно.

Я связан русским языком и тем, что я русский человек и, скорее всего, могу работать только в России.

А играть какие-то роли типа русский бандит, он же дипломат, он же бизнесмен, он же депутат — не вижу смысла. С театром же получилось, наоборот, очень просто. Канадские продюсеры предложили мне что-нибудь сделать. Я согласился. 18 ноября у меня должна быть премьера.

Новости и материалы
WADA не получило денежный взнос от России
Крупнейшие западные союзники Киева опасаются поражения Украины
«Клубничку хотели, это она»: Соловьев и Зейналова снялись с детьми в студии Первого канала
На Украине запретили еще одну «пророссийскую» партию
Фриске переживала, что не сможет родить после пластики живота
Россиянину, истязавшему малолетних пасынков, вынесли приговор
Жители Москвы стали реже читать электронные книги и чаще работать в метро
В США оценили, сколько РФ сможет поддерживать темпы наступления на Украине
Появились данные о состоянии выживших после падения самолета в Ставрополье летчиков
Вице-канцлер Германии провел ночь в бомбоубежище в Киеве
В Ереване «заминировали» Российско-армянский университет
Стала известна цель ударов Израиля по Ирану
Китайские пользователи лишились возможности скачать WhatsApp в AppStore
Дима Билан впервые за долгое время опубликовал фото с матерью
Костенко ответила, повлияла ли пластика груди на ее кормление сына
Средняя зарплата у дальнобойщиков в России за год выросла на 86%
Хоккеист Кучеров повторил достижение Малкина
Уволенный хирург, спасший лицо ребенка после укусов собаки, возобновит работу
Все новости