Имя пользователя:

Пароль:


Список форумов ОЛИВЬЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕМ Перекур философов Просмотров: 7402 Промотать вниз к быстрому ответу

История евреев XIX-XX века


Серьёзные темы, спорные вопросы, облико морале
   Поделиться темой: 
  #1
Сообщение 03 фев 2014, 15:15
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 4 года 2 месяца 2 дня
Постов: 5727
Лайкнули: 1931 раз
Карма: 34%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 5 часов 32 мин назад

С евреями, кстати, точно так же было. Пока существовала лишь небольшая прослойка учёных богословов и полуассимилировавшейся интеллигенции - евреи были мирным народом. Как образование стало проникать в штетл - сразу возникли и сионизм (движение за переселение в Палестину), и поток евреев в революционные партии. Разве не так было?

вы пишете только о последнем периоде ,скажем так новейшей истории.
А ведь грамотность среди евреев была практически 100% уже пару тысяч лет как .
Еще задолго до выдворения со своей земли и изгнания они были поголовно грамотными , обменивались писаными торбами еще задолго до книг и бумаги. Так что относительно того что тяга к знаниям вывела их из штетлов ... спорно мне кажется.
А вот примыкание их к революционным партиям то тут то там , а кое-где и вовсе создание таковых - это пожалуй поиск выхода из довольно притесненного и обездоленного состояния ,в которое они были поставлены.
И еще один момент - на период политической активности евреев на рубеже 20 века приходится достаточно массовый отход их от религиозных канонов и религиозных же предписаний.
А заблудшие собственно говоря занялись тем ,что им строго-настрого запрещалось , будь они религиозными - МИССИОНЕРСТВО .
Ну а поскольку народ-то восточный ,менталитет и темперамент соответствующий ... на выходе имели массовое вовлечение в новые "псевдо-религии" .
Надо ещё учесть демографический взрыв среди евреев в XIX-XX веках, из-за которого Европа вдруг стала ныть о "еврейской угрозе".
Раньше к евреям относились не лучше, но по крайней мере не боялись - сидят себе в своих гетто и пускай сидят.

В Палестине рождаемость по-прежнему высока, хотя не могу сказать, что чрезмерно -- харедим их явно опережают.
А вот образование при тамошнем хаосе непонятно куда приткнуть. Вроде как и образованных много, но заправляют нахрапистые.
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

  #2     История евреев XIX-XX века
Сообщение 03 фев 2014, 15:38
Canada, Alberta
Стаж: 3 года 11 месяцев 1 день
Постов: 1259
Лайкнули: 475 раз
Карма: 38%
Пол: Ж
Заход: 31 окт 2014, 09:40
демографический взрыв среди евреев в ХIХ-ХХ веках, из-за которого Европа вдруг стала ныть о "еврейской угрозе".
Раньше к евреям относились не лучше, но по крайней мере не боялись - сидят себе в своих гетто и пускай сидят.

.

а что за демографический взрыв на пороге веков ? я никогда не слышала о таком. Евре,и пока придерживались традиционного образа жизни строго следовали заповедям , одна из которых "пру-у-рву " что значит "плодитесь и размножайтесь ", были многодетны на протяжении всей истории как до так и после изгнания.

  #3     История евреев XIX-XX века
Сообщение 03 фев 2014, 16:06
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 4 года 2 месяца 2 дня
Постов: 5727
Лайкнули: 1931 раз
Карма: 34%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 5 часов 32 мин назад

... однако размножению препятствовала высокая детская смертность (примерно как сейчас в Африке, где рождаемость - самая высокая в мире, а вот прирост какой-то хиловатый, в ЮАР так даже мигрантов завозят для поддержания популяции). Но к концу XVIII-началу XIX как раз подоспела медицина, и количество родившихся стало приближаться к количеству выживших.
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

  #4     История евреев XIX-XX века
Сообщение 03 фев 2014, 16:31
Canada, Alberta
Стаж: 3 года 11 месяцев 1 день
Постов: 1259
Лайкнули: 475 раз
Карма: 38%
Пол: Ж
Заход: 31 окт 2014, 09:40
... однако размножению препятствовала высокая детская смертность (примерно как сейчас в Африке, где рождаемость - самая высокая в мире, а вот прирост какой-то хиловатый, в ЮАР так даже мигрантов завозят для поддержания популяции). Но к концу XVIII-началу ХIХ как раз подоспела медицина, и количество родившихся стало приближаться к количеству выживших.


не думаю что смертность среди евреев была выше ,чем среди остальных ... так что пропорции по идее должны были сохраняться. Откуда демографический взрыв именно среди евреев ?

Но к концу ХВИИИ-началу ХИХ как раз подоспела медицина, и количество родившихся стало приближаться к количеству выживших.

справедливо по отношению ко всем ,верно?
Монополии на медицину у евреев не было , вроде ? :mrgreen:
Откуда демографический взрыв именно среди евреев ?

  #5     История евреев XIX-XX века
Сообщение 03 фев 2014, 18:55
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 4 года 2 месяца 2 дня
Постов: 5727
Лайкнули: 1931 раз
Карма: 34%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 5 часов 32 мин назад

... однако размножению препятствовала высокая детская смертность (примерно как сейчас в Африке, где рождаемость - самая высокая в мире, а вот прирост какой-то хиловатый, в ЮАР так даже мигрантов завозят для поддержания популяции). Но к концу ХВИИИ-началу ХИХ как раз подоспела медицина, и количество родившихся стало приближаться к количеству выживших.

не думаю что смертность среди евреев была выше ,чем среди остальных ... так что пропорции по идее должны были сохраняться. Откуда демографический взрыв именно среди евреев ?

Ну, откуда именно -- наверняка, покопавшись в книгах, можно найти и подробности. Главное, что факт место имел, о нём неоднократно пишут еврейские историки. Вот навскидку:
http://www.kehila.ru/article/?47
http://jafi.ru/JewishAgency/Russian/Education/Jewish+World
http://vaadua.org/Hadashot%202011/Hadashot%2011-12-2011/Had%2001-11-12-2011.html
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

  #6     История евреев XIX-XX века
Сообщение 08 май 2014, 19:14
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
о нашей истории, которую, увы, мы знаем весьма приблизительно.
http://spiritova.livejournal.com/8416.html
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #7     История евреев XIX-XX века
Сообщение 08 май 2014, 23:10
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 4 года 3 месяца 7 дней
Постов: 9001
Лайкнули: 1064 раз
Карма: 12%
Пол: Ж
Заход: Вчера, 06:23
Плачу...
Все люди — братья, но не все по разуму.

  #8     История евреев XIX-XX века
Сообщение 21 май 2014, 19:32
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
Верьте тем, кто обещает вас убить.

Алиса Ягубец

"...В Израиле узники концлагерей встречались с местными школьниками и рассказывали о Холокосте. Ну как у нас ветераны встречаются.


В общем рассказали, потом учитель школьников поднимает и их спрашивает какие они выводы сделали. Те грамотно так отвечают, что мол надо уважать людей, которые такие испытания пережили, ценить мир на земле и все такое.

Седенькая старушка, пережившая то ли Освенцим то ли Майданек, вежливо кивала головой, а потом с горечью улыбнулась и сказала, что это все правильно конечно, но главный вывод должен быть совсем другой.

ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА, сказала она, - что если кто-нибудь где-нибудь обещает вас убить - ПОВЕРЬТЕ ИМ. Не рассуждайте как мы тогда, перед Холокостом, что это у них политика такая, а сами они хорошие и милые люди, что они это просто так говорят.

Когда они перейдут от слов к делу СТАНЕТ ПОЗДНО. Верьте тем, кто обещает вас убить. И, если у вас есть силы, берите в руки оружие и убейте их первыми, чтобы защитить себя и свои семьи, если нет - хватайте детей, что можете взять и бегите оттуда, но только не рассуждайте о том, что
говорят плохое, а думают хорошее."
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #9     История евреев XIX-XX века
Сообщение 21 май 2014, 20:34
Canada, Ontario
Город: vaughan
Стаж: 2 года 8 месяцев 25 дней
Постов: 69
Лайкнули: 42 раз
СССР: уже местные мы
Пол: М
Заход: 14 ноя 2014, 16:35
жуть...............но мы и наши потомки должны это знать и помнить....спасибо галя

  #10     История евреев XIX-XX века
Сообщение 23 май 2014, 13:50
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
из песни 50-х годов о Сталине -
​ ..с песнями, борясь и побеждая, наш народ за Сталиным​ идет!
​ сегодня - за Пу... идет.​

“ДА БУДЕТ ЗЕМЛЯ ЕМУ ПУХОМ , ЧТОБЫ СОБАКАМ БЫЛО ЛЕГЧЕ ЕГО РАСКОПАТЬ”
Яков Этингер

Еврейский вопрос

За две недели до своей смерти вождь приказал подогнать к Москве и другим крупным городам сотни железнодорожных составов, чтобы вывезти всех советских евреев в Сибирь и на Дальний Восток.
21 декабря в день рождения Сталина, многие снова вспоминают этого человека. Вспоминают по-разному. Кто-то несет цветы к Кремлевской стене, а кто-то на мгновение переносится в те сталинские годы, как в кошмарный сон, который преследует всю жизнь.
Возвращаясь к теме «Сталин и евреи», нет смысла еще раз писать об убийстве по личному приказу Сталина главного режиссера Государственного еврейского театра Соломона Михоэлса (январь 1948 г.), об аресте и расстреле Еврейского антифашистского комитета (1948-1949 гг.) , о «деле врачей» (1950-1953 гг.) – об этом пишут много и часто. Меньше (во всяком случае – широкой аудитории) известно, о том, что Сталин вынашивал планы «окончательного решения еврейского вопроса в СССР и был близок к решению этих планов. Об этом я беседую с доктором исторических наук Яковом Этингером, автором недавно вышедшей книги мемуаров «Это невозможно забыть».

Но сначала несколько слов о собеседнике.

Яков Яковлевич Этингер – человек уникальной биографии. В детстве он прошел фашистское гетто в Минске, в юности – сталинские лагеря. Его приемный отец – врач Я.Г. Этингер – был первым (ноябрь 1950 г.) арестованным по «делу врачей» и умер под пытками в тюрьме. Перу историка-профессора, одного из крупнейших африканистов страны Я.Я. Этингера принадлежат 10 книг и около 550 статей. Его воспоминания убеждают неопровержимыми фактами и личными впечатлениями.

- Яков Яковлевич, в своей книге Вы доказываете, что «дело врачей» было лишь преамбулой к советскому Холокосту – истреблению евреев в СССР. Это страшное обвинение…

- У меня в этом нет сомнений. Мне приходилось встречаться со многими авторитетными свидетелями, в том числе с бывшим членом Политбюро ЦК КПСС и председателем Совмина СССР николаем Александровичем Булганиным, и он мне рассказывал об этих планах Сталина.

- Что же он рассказывал?

- Я основываюсь не только на его рассказах, но и на архивных документах, на воспоминаниях многих людей. А планы были такие. Судебные процессы над врачами - «убийцами в белых халатах», как их называла советская печать, намечались на середину марта 1953 года. И они, конечно, состоялись бы, не скончайся Сталин 5 марта.

- Процессы должны были завершиться вынесением смертных приговоров?

- Это само собой. Но каких! Врачей профессоров предполагалось публично повесить на центральных площадях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Свердловске и других крупнейших городах. Нужно было возбудить ненависть народа к евреям вообще. В тех условиях и при неограниченных возможностях партийной пропаганды это было сделать нетрудно.

- А потом?

- А потом должна была начаться массовая депортация евреев в Сибирь и на Дальний Восток. Булганин мне рассказывал, что в середине февраля 1953 года ему позвонил Сталин и дал указание подогнать для этого к Москве и другим крупным центрам несколько сотен железнодорожных составов. При этом, по его словам, планировалось организовать крушения поездов, «стихийные» нападения «патриотически настроенных граждан» на составы – с тем, чтобы расправиться с евреями еще в пути.

- Этот рассказ Булганина кто-то еще подтверждает?

- Да, Хрущев. Будучи в отставке, он рассказал, что было такое указание Сталина - организовать «народные выступления» против евреев во время их депортации. До места назначения должна была приехать только половина людей.

- Письменных указаний, конечно же, не было?

- Этот же вопрос я задал Булганину. Он усмехнулся и сказал: «Сталин не дурак, чтобы давать письменные указания по данному вопросу». Но есть свидетельство Николая Полякова, сотрудника аппарата ЦК, который был секретарем Комиссии для подготовки депортации.

- Была специальная комиссия?

- Да, ее председателем был Суслов, а секретарем назначили Полякова, Там вот из его записок следует, что по всей стране составлялись списки (отделами кадров по месту работы, домоуправлениями по месту жительства) – всех лиц еврейской национальности. Причем существовало два вида списков – чистокровных евреев и полукровок. Первые выселялись сразу, вторые потом. Для размещения депортированных в Сибири уже строились барачные комплексы по типу концлагерей. Разве это не напоминает гитлеровскую практику решения еврейского вопроса?

- А как предполагалось развернуть пропагандистскую компанию?

- Это тоже известно. Сначала должна была последовать провокация. Патриотически настроенные граждане (под руководством инструкторов, конечно) должны были начать еврейские погромы. И тогда правительство, якобы спасая евреев от народного гнева, решает спешно переселить их в Сибирь и на Дальний Восток. Для этого уже готовились к печати пропагандистские материалы, а газета «Правда» должна была выйти с передовой статьей под загаловком «Русский народ спасает еврейский народ». Об этом мне говорил и известный историк академик Евгений Викторович Тарле. Он же рассказывал мне, что бараки были сооружены со стенками в одну доску. Это значит, что из-за сильных морозов должна была погибнуть значительная часть депортированных.

- Говорят, группа видных евреев должна была выступить с письмом к правительству с просьбой осуществить массовую депортацию? Это верно?

- Да, это так. Письмо на имя «великого и мудрого вождя товарища Сталина» уже было подготовлено, шел сбор подписей. Подписи собирали политический обозреватель «Правды» Хавинсон (он писал статьи под псевдонисос М. Маринин) и философ академик Митин. Им помогал и другой академик – историк Минц. В письме нужно было заклеймить арестованных врачей – «извергов рода человеческого» – и потребовать для них самой суровой кары. Организаторы ездили по квартирам, приглашали людей в редакцию «Правды», чтобы подписать этот позорный документ.

- Отказаться , видимо, было нелегко…

- Еще бы! Но все-таки несколько человек отказались подписывать. Это писатель Вениамин Каверин, певец Марк Рейзен, композитор Исаак Дунаевский, генерал Крейзер, профессор Ерусалимский. Как рассказывала мне дочь Ильи Эренбурга, он направил Сталину письмо, где сообщал, что не подпишет заявление. Вместе с тем в письме давалось понять, что если обстоятельства потребуют, то он все таки будет готов поставить свою подпись. Черновик письма я видел сам.

- Сколько человек подписали письмо?

- Полный список лиц, подписавших этот позорный документ, неизвестен. Среди известных – дважды Герой Советского Союза генерал полковник Драгунский, возглалявший так называемый Антисионистский комитет советской общественности, композитор Матвей Блантер – он мне сам об этом рассказывал, поэт Павел Антокольский..

- Ну а само письмо сохранилось?

- Нет, сразу после смерти Сталина оно было уничтожено и, казалось, что никогда не удастся узнать его полное содержание. Но произошло невероятное. Несколько лет назад ко мне пришла незнакомая женщина. Она не назвала своего имени, но рассказала, что ее покойная мать работала машинисткой в центральной газете. И разбирая оставшиеся после нее бумаги, дочь нашла машинописный экземпляр письма, озаглавленного «Ко всем евреям Советского Союза». Это письмо я опубликовал в свой книге. По-видимому это один из черновых вариантов того самого письма.

- Я слышал, что была еще и брошюра.

- Как же! Тогдашним редактором журнала «Вопросы философии» Чесноковым (кстати, Сталин выдвинул егл на ХIХ съезде КПСС в состав Президиум ЦК) был написан теоретический труд. Он назывался «Почему необходимо выслать евреев из промышленных районов страны». Брощюра была напечатана в типографии МВД СССР миллионным тиражом и сдана на спецхранение, чтобы в день «икс» появиться на прилавках книжных магазинов одновременно с рецензиями в центральной печати.

- Трудно поверить, что из миллионного тиража не уцелел ни одного экземпляра…

- Их уничтожили люди с Лубянки, а там приказы выполнять умеют. И все же я надеюсь отыскать этот документ. Может кто то из читателей поможет? Такие вещи надо сохранять, как память – хотя бы в назидание потомкам.

- Яков Яковлевич, вам чудом удалось спастись из гитлеровского гетто, а из советских лагерей вас освободила смерть Сталина…

- Порой мне кажется, что я прожил несколько жизней и вот уже 50 лет живу под знаком прошлого. И все это, признаюсь, не дает мне душевного покоя.

- Прошло полвека. Как вам кажется, это было давно?

- Давно? Да что вы! Вчера.

Николай Михайлов


Ко всем евреям советского союза

Дорогие братья и сестры, евреи и еврейки! Мы, работники науки и техники, деятели науки и искусства – евреи по национальности – в этот тяжкий период нашей жизни обращаемся к вам.

Все вы хорошо знаете, что недавно органы государственной безопасности разоблачили группу врачей вредителей, шпионов и изменников, оказавшихся на службе американской и английской разведки, международного сионизма в лице подрывной организации Джойнт. Они умертвили видных деятелей партии и государства – А.А. Жданова и А.С. Щербакова, сократили жизнь многих других ответственных деятелей нашей страны, в том числе крупных военных деятелей.Зловещая тень убийц в белых халатах легла на все еврейское население СССР. Каждый советский человек не может не испытывать чувства гнева и возмущения. Среди значительной части советского населения чудовищные злодеяния врачей-убийц закономерно вызвали враждебное отношение к евреям. Позор обрушился на голову еврейского населения Советского Союза. Среди великого русского народа преступные действия банды убийц и шпионов вызвали особое негодоваиие. Ведь именно русские люди спасли евреев от полного уничтожения немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной Войны. В этих условиях только самоотверженный труд там, куда направят нас партия и правительство, великий вождь советского народа И.В. Сталин позволит смыть это позорное и тяжкое пятно, лежайшее сегодня на еврейском населении СССР. (Это как "Arbeit macht frei")

Вот почему мы полностью одобряем справедливые меры партии и правительства, направленные на освоение евреями просторов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Лишь честным самоотверженным трудом евреи смогут доказать свою преданность Родине, великому любимому товарищу Сталину и восстановить доброе имя евреев в глазах всего советского народа.
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #11     История евреев XIX-XX века
Сообщение 29 май 2014, 20:18
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
письма из прошлого в будущее
от первого лица

Еврей с польским акцентом
Йосеф ПОЛОНСКИЙ

Весной 2013 года еврейство всего мира отмечало 70-летие восстания в Варшавском гетто. Это был подвиг людей, прекрасно понимавших, что практически все они погибнут, но до последней минуты, с оружием и без него, боровшихся с фашистами. Во многих из книг о Варшавском восстании, вышедших на английском и иврите и частично переведенных на русский язык, есть скупые строки о подвиге восемнадцатилетнего еврейского юноши Давида Хохберга. Но впервые я услышал это имя из уст ветерана войны Давида Экхайзера, живущего в кибуце Рамот-Менаше на севере Израиля


ДАВИД ЭКХАИЗЕР, ВОИН, ВЕТЕРАН, КИБУЦНИК



Получив телефон Давида в местном отделении Союза ветеранов Второй мировой войны, я звонил, но никто не отзывался. Все безрезультатно. Наконец где-то через пару недель что-то толкнуло меня еще раз попробовать — и вдруг ответил мужчина на иврите, но, услышав мой акцент, перешел на русский:
— Да, это я — Давид Экхайзер. Почему не отвечал телефон? Я лежал в больнице, противная болезнь одолела меня, операция, химиотерапия и прочее... Но теперь я дома, в своем кибуце.
Договорились о встрече, Давид объяснил мне, как добраться до кибуца и найти его дом. Но, видно, я что-то перепутал в его объяснении на русском, а на иврите не переспросил. Так что, приехав в кибуц, я миновал два круга, завернул направо, но не нашел ориентиров из объяснения Давида. А потому подъехал к правлению кибуца и обратился к вышедшему из здания немолодому человеку: как найти дом Давида Экхайзера?
Он начал объяснять, но вдруг указал пальцем в сторону моей машины:
— Да вот и он сам!
Я обернулся: к нам подъехал на велосипеде пожилой худощавый мужчина. Он тяжело дышал, видно было, как нелегко далась ему эта поездка.
— Я вышел из дома, чтобы встретить вас. Потом увидел, как вы кружите на машине, сел на велосипед и поехал за вами вдогонку...
Мне было страшно неловко перед Давидом, только что вышедшим из больницы, я предложил ему подъехать на машине, но он отказался, объяснил мне дорогу, а сам потихоньку покатил на велосипеде.
В самом начале нашей первой встречи в ответ на мои вопросы о его семье Давид сказал:
— Мой двоюродный брат Давид Хохберг — один из героев восстания в Варшавском гетто.
С тех пор мы встречались еще не раз и вновь возвращались к удивительным страницам жизни и героизма польских евреев на примере истории семьи Давида Экхайзера, родившегося в год, когда далекая еще от него Россия оплакивала смерть «великого» Ленина. И одновременно я по крупицам собирал скупые сведения о подвиге его двоюродного брата.

ТРАГЕДИЯ И ПОДВИГ

Оба Давида родились в городе Седельце, но когда братья еще были маленькие, их семьи переехали в Варшаву. Мальчики по-прежнему дружили, хотя ходили в разные школы. Их мамы, родные сестры, преподавали идиш в еврейских школах. Только вот судьба Дины, матери Давида Хохберга, сложилась драматично: ее с сыном оставил муж. Семья Экхайзер помогала Дине, она с сыном часто бывала в их доме, здесь царила теплая атмосфера, в которой родители растили с любовью дочь и сына.

Но счастливое детство закончилось 1 сентября 1939 года, когда фашисты напали на Польшу. После первых же бомбежек семья Экхайзер собралась бежать из Варшавы на Восток, в Ковель, где жили родственники. Все машины реквизировала армия, но Экхайзеру, работавшему на транспорте, с большим трудом удалось раздобыть грузовик. Уговаривали и Дину с сыном поехать с ними. Но Дина наотрез отказалась. Как и многие другие активисты «Бунда», еврейской социалистической партии, она подчинялась распоряжениям руководства партии, наивно полагавшего организовать сопротивление фашистам на местах. Она провожала с сыном семью сестры, и в памяти пятнадцатилетнего Давида Экхайзера запечатлелась грустная картина: их грузовик трогается с места, а на дороге остаются и машут им вслед тетя Дина и брат Давид. Не думал он тогда, что расстается с ними навсегда...

К началу Второй мировой войны, которая взяла свой кровавый разбег именно в Польше, численность еврейского населения этой страны составила более трех миллионов, только в Варшаве жили 400 тысяч, 300 тысяч из них попали в лапы фашистов. Гитлеровцы и их добровольные помощники согнали всех евреев в район, который во всю историю мира вошел как Варшавское гетто.
В начале октября 1942 года, когда стало ясно, что фашисты намерены полностью уничтожить обитателей гетто, было принято решение об объединении боевых сил сопротивления фашистам внутри гетто и от единичных акций перейти к подготовке вооруженного восстания. Тем не менее параллельно существовали две боевые организации.

В Боевую организацию Еврейского сопротивления во главе с Мордехаем Анилевичем вошли и боевые группы «Бунда», одну из которых возглавил Давид Хохберг. Одновременно действовала Боевая сионистская организация во главе с Павлом Френкелем.

Как вспоминает спасшийся после уничтожения гетто участник восстания Марек Эдельман, Дина Хохберг, как могла, сопротивлялась вхождению в Боевую организацию юного сына. Но не таков был твердый и решительный Давид. Теперь он не только не послушался матери, но и воевал со своей группой на самых горячих участках сопротивления и вошел в штаб Боевой организации.

Началось активное сопротивление фашистам. Тем более что на территорию гетто было доставлено оружие, а внутри гетто было организовано изготовление «коктейлей Молотова» и ручных гранат.

...Фашисты, которые несли большие потери, решили ликвидировать гетто. Большие потери несли и группы Сопротивления. Но четыре группы бундовской молодежи продолжали сопротивление, две из них действовали в центральном районе гетто, и одну из них возглавлял Давид Хохберг.

Наконец немцы решили любой ценой завершить ликвидацию гетто.

19 апреля 1943 года в 2 часа ночи от передовых постов наблюдения поступили первые сообщения о приближении немцев. Стало ясно, зачем немецкие жандармы помогали польским полицейским создавать плотное кольцо наружного оцепления с интервалом 25-30 метров. Во всех группах была объявлена тревога, и уже в 2.15, то есть спустя 15 минут, все группы заняли боевые позиции.

Также оповестили всех жителей о надвигающейся опасности, и большинство жителей гетто перебрались в заранее подготовленные укрытия в подвалах и на чердаках зданий. В 7 часов в гетто вошли моторизованные соединения, включая несколько танков и бронетранспортеров. Вне границ гетто расположилась артиллерия. Теперь эсэсовцы были готовы начать наступление. Парадным строем, чеканя шаг, они вошли на совершенно вымершие улицы центрального гетто. Но боевые группы Сопротивления просто ждали подходящего момента. Такой момент наконец наступил.

Немцы выбрали перекресток улиц Мила и Заменхоф для перекура, и боевая группа, укрывшаяся за баррикадами на четырех углах улицы, открыла по ним плотный огонь. Странные гранаты (собственного производства) загремели со всех сторон, единственный пулемет стрелял короткими очередями (экономя боеприпасы), издали открыли огонь из винтовок. Это было начало. Немцы попытались отступить, но путь к отступлению был отрезан. Улицы были завалены немецкими трупами. Оставшиеся пытались укрыться в соседних магазинах и парадных домов, но и эти укрытия не помогали. Две разогнанные отборные роты СС вызвали танки и под их прикрытием вынуждены были начать «победное» отступление. Но даже танки несли потери. Первый был сожжен, остальные предпочли не приближаться. Судьба фашистов, оказавшихся в уличной ловушке, была решена. Ни один не ушел живым. Среди групп, принявших там первый бой, была и группа под командованием Давида Хохберга.

На пятый день восстания продолжались ожесточенные бои с фашистами. Немцы поджигали дома один за другим, пламя охватило целые районы. В этих условиях командование восстания решило изменить тактику и перевести мирное население в бункеры, вырытые под зданиями. И опять отличился Давид Хохберг. Вместе еще с одной боевой группой его отряд среди бела дня перевел мирных жителей из разрушенных зданий и укрытий в бункеры на улице Мила. Теперь сражались на подступах к бункерам. Однако силы были неравные, и наконец наступил тот роковой день, один из последних дней апреля, когда фашисты окружили бункер на улице Мила, 29, где держал оборону Давид и его товарищи. Немцы приказали всем евреям выйти, но никто не подчинился.

Тогда фашисты взорвали стену бункера и открыли огонь в образовавшуюся пробоину. Из бункера был боковой выход, но чтобы им воспользоваться, надо было хотя бы ненадолго остановить огонь. И тогда Давид, теперь уже командир всех защитников этого района, отдал свой револьвер Берелю Танскройту, лучшему своему другу, и закрыл пробоину собой, подставив себя под шквальный огонь. Пока фашисты вытаскивали его тело, боевой группе и мирным жителям удалось бежать. Конечно, большинство из них в конце концов настигли пули фашистов, лишь единицам удалось спасти. И эти спасшиеся не забыли подвиг Давида Хохберга. В одном из воспоминаний находим такие пронзающие душу слова: «Было: Матросов бросился в бою на амбразуру. Было: солдат собой заслонил от пули командира. Герои... А где твоя Золотая Звезда, Давид Хохберг? Золотая Звезда — желтая Звезда Давида — твоя Звезда». С фотографии, которая сохранилась в архивах, на нас смотрит мужественное лицо еврейского юноши. В момент обессмертившего его подвига ему было всего 18 лет...

Среди сотен тысяч погибших обитателей гетто затерялись следы и Дины Хохберг. Ничего о ее последних днях не удалось узнать Давиду Экхайзеру. А вот трагические страницы жизни под фашистским игом других членов семьи он восстановил и не забудет никогда.
Не сумели вырваться из фашистского ига две сестры отца сдетьми. Одну с сыном спрятали сердобольные соседи-поляки, другая с сыном оказалась в лапах фашистов. Та сестра, что пряталась у поляков, решилась на отчаянный шаг: вместе с сыном побежала к площади, куда согнали всех евреев, чтобы передать хоть какую-то еду сестре. Да только не успела — их увезли в концентрационный лагерь в Ченстохове. Стали поспешно возвращаться в укрытие. И вдруг на улице ее узнала одна полячка.
— Это евреи! — крикнула она немцам.
Один из них вскинул винтовку и хладнокровно расстрелял женщину и мальчика.

Но вот ведь как складывается судьба: вторая тетя, которая рассказала Давиду эту страшную историю, услышанную от очевидцев, как раз спаслась в гетто в Ченстохове: фашисты не успели уничтожить всех евреев до того, как туда пришла Советская армия. Тетя с сыном вернулась в городок Рыки, и состоялась ее радостная и одновременно грустная встреча с Давидом.

И еще в одной судьбе из семьи Давида Экхайзера приняли участие поляки, только теперь уже в качестве спасителей.

...Когда немцы вошли в Варшаву и согнали всех евреев в гетто, семья Нины тоже не избежала этой страшной участи. Родители скоро поняли, что ждет всех евреев, и стали думать, как спасти хотя бы детей. Одиннадцатилетняя Нина, блондинка, мало походила на еврейку, и родителям удалось выправить ей польские документы и пристроить в семью одной полячки. Но начались облавы, немцы ловили и жестоко карали поляков, прятавших евреев, и хозяйка как-то сказала Нине:
— Ты должна уйти, я боюсь.

А куда идти бедной еврейской девчушке? И она вернулась в гетто к родителям. Наступил тот страшный день, когда и в гетто приехали каратели, согнали всех на улицу и стали производить «селекцию»: трудоспособных мужчин увозили в один лагерь, женщин — в другой, а детей расстреливали на месте. Вот-вот очередь должна была дойти до Нины и ее брата. Но тут подбежала какая-то полячка, вероятно, знавшая эту семью, крикнула карателям: «Это моя дочь, вот документ!» (У Нины-то была справка, что она полячка.) Дальше Нина была как в беспамятстве, очнулась только на телеге, которая везла куда-то ее и брата. К несчастью, дороги скитаний и бегства от смерти ее и брата разошлись, и брат где-то на этих дорогах погиб, как погибли в концлагерях и их родители.

А Нину все-таки спасли добрые люди. Сначала она жила в польской семье в Варшаве, потом ее перевезли на какую-то сельскую ферму. Когда и здесь стало опасно оставаться (везде находились предатели-стукачи), она вновь оказалась в Варшаве — в доме, который польские патриоты специально перестроили для спасения евреев. История этого дома еще ждет своих исследователей.

Давид рассказывал, как супруги-поляки (муж потом погиб в Польском восстании) все сделали, чтобы фашисты не могли найти несчастных евреев: вход через туалет во дворе, выход через камин. «У меня даже где-то есть схема этого дома, — говорит Давид, — только долго искать». Так Нина спаслась, дождавшись, пока в Варшаву не вошла Советская армия. Определили ее в дом сирот, но все мысли ее были о том, чтобы бежать из Польши, где не осталось даже могил ее родных и ще вновь поднимал голову антисемитизм. Еврейские сионистские организации переправили ее и других сирот в детский дом в Италии, а оттуда рано повзрослевшая девушка окольными путями попала в Палестину.

ДОЛГАЯ ДОРОГА В РОДНУЮ СТРАНУ

...Итак, в те злосчастные сентябрьские дни 1939 года семья Экхайзер пробиралась на восток, к родственникам в Ковель. Да только и там не задержались: в Ковель пришла Красная армия, и родители решили перебраться во Львов, где надеялись найти работу. Кажется, жизнь налаживалась: мама стала работать в еврейской школе, а папа — шофером. Да только недолго длилось и здесь еврейское счастье. Как и в Другие еврейские семьи, однажды в дом ворвались сотрудники НКВД, приказали быстро собрать самое необходимое и без долгих объяснений погрузили на подводы, а затем — в товарные вагоны. Две недели продолжался этот мучительный переезд в неизвестность, пока не выгрузили «эвакуированных» граждан Польши в глухом лесу (как потом оказалось — в Марийской республике), поместили в полуразрушенные бараки, дали мужчинам топоры и пилы в руки и приказали заготавливать лес. Давиду было тогда 15 лет, и он с другими подростками тоже был обязан помогать взрослым. От непосильного труда отец заболел, отправили его в больницу, и там он скончался.

Когда началась Отечественная война, польским гражданам, жившим и работавшим, как каторжники, разрешили уехать из тайги куда они хотят, кроме «режимных» городов. Мама вместе с Давидом и его сестренкой перебрались в Йошкар-Олу, столицу Марийской республики. Бывшая учительница стала работать уборщицей и только в 1943 году, когда Давид уже был в армии, стала директором созданной для польских детей школы. Давид, унаследовавший от отца любовь к машинам, устроился в гараж на обслуживание автомашин, а по вечерам занимался на курсах шоферов.

— В 1943 году, когда польские дивизии генерала Андерса вышли из Советского Союза, был организован так называемый Союз польских патриотов, который взялся за создание Польской освободительной армии, преданной советской власти, — рассказывает Давид. — В 1-ю дивизию этой армии, названную именем Костюшко, поляков записывали принудительно, но польским евреям дали право выбора. Я горел желанием участвовать в освобождении родной Польши от фашистов, поэтому записался добровольно одним из первых.

Но до освобождения Польши было еще далеко, а сначала была суровая зима под Смоленском — и пятьдесят «студебеккеров», которые должен был обслуживать юный механик Давид. Ремонтная техника была примитивная, так что часто приходилось валяться под машиной в жестокий мороз. Наконец вняли просьбам парня, посадили на разбитую полуторку, на которой он выполнял всякие мелкие поручения. И лишь только когда пересекли границу с Польшей и дошли до Вислы и дивизии придали дивизион самоходных орудий, Давида перевели в дивизион вместе с полуторкой.

А дальше были тяжелые бои за Варшаву, большие потери. Когда дошли до Штеттина, дивизию срочно сняли и направили к Берлину: готовилось знаменитое сражение за фашистскую столицу. Давид теперь водил большую трофейную машину, на которой перемещались связисты и разведчики дивизиона. Вместе со всеми советскими войсками в Берлин вошли польские части. Но долго их там не держали: после Берлина продвигались на запад еще где-то на 40 километров, а потом их погрузили в железнодорожные составы и отправили в Польшу.

И надо ж такому случиться: состав, в котором ехал Давид, остановился на станции Рыки, где до войны жили родственники Давида в старом дедушкином доме. С замиранием сердца Давид бросился к знакомому до боли дому: может, живущие там поляки что-то знают, может, кто-то из родных выжил и вернулся? И услышал радостную новость: его тетя, сестра отца, с сыном живут рядом, в городке Рыки. Но воинский эшелон уже отходил, и Давид бросил на ходу:
— Наш эшелон разгружается на следующей станции Луков!

Крикнул, ни на что не надеясь. Со станции Луков всю ночь перевозил на своей машине имущество дивизиона на место постоянного базирования в Седельце. Когда утром в очередной раз вернулся на станцию, увидел женщину, что-то объяснявшую солдатам. Подошел поближе — и радостно вскрикнул: это была его тетя!

Вот ведь опять нашлись добрые люди среди поляков: та женщина, которой он успел крикнуть о месте разгрузки эшелона, тут же послала сына на велосипеде в городок Рыки к тете Давида. А тетя примчалась на станцию, и Давиду дали два дня отпуска для встречи с родными. От них он и узнал о страшной судьбе второй сестры отца и ее сына.

Давиду еще не раз пришлось рисковать жизнью, когда он на своей машине возил по лесам солдат, посланных на уничтожение «бандитов», которые продолжали сопротивляться Советской армии. И только когда его часть перевели в Лодзь, Давида наконец демобилизовали. И теперь он занялся поисками мамы и сестры. А мама колесила по России, работала учительницей в школе для польских детей, затем ее перевели в Москву заместителем директора детского дома для польских сирот. И когда наконец детский дом отправили в освобожденную Польшу, Давид встретился с мамой и сестрой.

Тогда и узнал он впервые о судьбе многих других своих родных, погибших в фашистских гетто. И рассказы о тех, кто не сломился, сражался с фашистами. Был среди них и его двоюродный брат Давид Хохберг, чью героическую историю Давид узнал через много лет, уже живя на Земле Израиля.

.. .А в то время, когда он вернулся в Польшу и бродил по пепелищу, которое осталось и от его родного дома, и от всех тысяч других еврейских домов, под которыми приняли героическую смерть Давид Хохберг и его товарищи, грустной и нелегкой оказалась жизнь евре-
ев в послевоенной Польше. В Лодзи Давид вступил в еврейскую молодежную организацию «Ха-Шомер ха-цаир», а сестра — в детскую секцию этой организации, и все помыслы семьи Экхайзер были направлены на то, чтобы как можно скорее уехать из Польши. Наконец перебрались в Германию, в американскую зону, с одной только целью: любыми способами попасть в Палестину.

О скитаниях, разлуках и воссоединении семьи Экхайзер и их родственников в Израиле можно написать целую книгу. Чего только стоят мытарства юной сестры Давида, которая в одиночку пробиралась в порт, откуда на знаменитом корабле «Эксодус» отплыла вместе с другими евреями в Палестину, но корабль по дороге перехватили и повернули назад англичане. И только после многих мытарств вслед за братом и мамой попала на Землю обетованную.

С момента высадки на заветный берег Давид участвовал в строительстве и укреплении Государства Израиль. Сначала вместе с другими молодыми евреями был направлен в кибуц Месилот под Бейт-Шеаном, который был основан еще в 1938 году методом «Стена и башня» для защиты от набегов арабов. Община была первоначально сформирована иммигрантами из Польши и Болгарии, обе принадлежали к движению «Ха-Шомер ха-цаир».

В 1948 году кибуц подвергся бомбардировке иракского самолета. Один из членов кибуца были убит, некоторые ранены. Давид работал и трактористом, и комбайнером. Защищал кибуцные земли от набегов арабов. А затем, как и другие молодые энтузиасты, откликнулся на призыв создать новый кибуц под Йокнеамом, названный Рамот-Менаше. И не случайно кибуц был создан рядом с дорогой, ведущей из центра на север: во время Войны за независимость это была единственная дорога, не занятая арабами. Поэтому кибуц считался боевой единицей в войне, и каждую ночь молодые парни, строившие кибуц, охраняли подступы к шоссе, отбивали набеги арабов из соседних деревень.

...В музее кибуца и в семейных альбомах, которые мне показывал Давид, сохранились пожелтевшие фотографии о тех днях и годах, когда молодые парни и девушки в чистом поле, где росли одни сорняки, создавали кибуц. Сначала жили в наспех сколоченных бараках и палатках, вручную собирали и вывозили на телегах с полей камни, распахивали землю, сажали деревья. И понятно — влюблялись, залечивая душевные раны после пережитых лишений и потери близких.

Тогда-то и приметил Давид Экхайзер польскую девушку Нину, которую он провожал вечером с работы до палатки, потому что она страшно боялась собак. Ту самую Нину, которую вырвали из лап гестаповцев и спасли поляки и которая стала его любовью на всю жизнь. Пройдя через все ужасы и лишения, Нина оказалась в американской зоне, где молодежное движение «Ха-Шомер ха-цаир» формировало группы для переправки в Палестину. Нина попала в группу, которая называлась «Боней ха-Негев» («Строители Неге-ва»). Но когда их переправили на Землю Израиля, оказалось, что для освоения Негева время еще не пришло, пока надо было создавать кибуцы на севере Израиля, возле лесов Менаше, чтобы противостоять арабскому нашествию. Тогда-то и соединились судьбы Давида и Нины.

— Пожениться решили сразу несколько десятков пар, — вспоминает с улыбкой Давид. — Приехал раввин, пары заходили по очереди под хупу и передавали друг другу единственную пару колец, которую нашли с трудом. А поселились в каждой палатке по две пары, пока не построили отдельные бараки и домики.

Профессия Давида была особенно нужной в кибуце, ведь он еще в Советском Союзе ремонтировал машины, водил грузовик. И теперь занимался самым ответственным делом — создавал гараж. Первые трактора собирали буквально по кусочкам. Давид ездил в Хайфу, где в порту он вместе с такими же умельцами собирал привезенные в порт и списанные американские трактора. Прошло немало времени, прежде чем стали получать новые трактора и машины, и теперь уже Давид учил молодежь управляться с ними. А в горячую пору посева
и уборки оставлял гараж и сам садился за руль машины. И так до 74 лет, когда силы оставили его, да и гараж — его детище — больше стал не нужен, потому что Кибуцное движение сосредоточило всю технику в больших мастерских.

А нужда в водителе тяжелой военной машины Давиде Экхайзере была велика и в армии, и Давид участвовал во многих войнах, входил с нашими войсками в Ливан. И каждый год призывался в милуим, пока ему не исполнилось 56 лет.

— Когда входили в Ливан в составе особых частей, я годился в отцы всем бойцам и командирам, — смеется Давид.

...Когда Давид и Нина поженились, ему было 24 года, а ей — 18. Можно себе представить, что пережила Нина, одиннадцатилетней девочкой скрываясь несколько лет от фашистов и рано повзрослев. Страхи войны поселились в ней на всю ее, увы, недолгую жизнь. А Давид вот уже много лет один, он не хочет быть обузой детям, по-прежнему живет в своем старой постройки кибуцном доме. И не собирается сидеть сложа руки.

На Земле обетованной с 1932 года жила его тетя, которой все многочисленные родственники писали и до Второй мировой войны, и после. У нее собрался большой архив писем родных, большинства из которых уже нет в живых. И когда тетя скончалась, ее дочь передала письма Давиду. И он в меру своих физических сил переводит их с польского, русского, идиша на иврит.

Для кого? У него в Израиле две дочери, семь внуков и две правнучки. Но ведь есть еще дети и внуки родных, близких, друзей и просто чужих людей, кто уцелел в Катастрофе и живет в Израиле и других странах. И он, польский еврей, ветеран Второй мировой войны и войн Израиля, в свои 89 лет озабочен тем, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы остались в памяти молодых и юных страницы трагических еврейских судеб. И потому каждый день он садится за компьютер и переводит письма из прошлого в будущее.

«ОКНА» 28 марта 2013 года
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #12     История евреев XIX-XX века
Сообщение 31 май 2014, 21:34
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
Три сестры в Москве, или детище дочерей ростовского раввина
http://www.vestnik.com/issues/2002/1211/win/serper.htm
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #13     История евреев XIX-XX века
Сообщение 07 июн 2014, 13:57
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 4 года 2 месяца 2 дня
Постов: 5727
Лайкнули: 1931 раз
Карма: 34%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 5 часов 32 мин назад

Изображение
Картинку нашёл здесь:
http://borisakunin.livejournal.com/131362.html

Полная история подвига - здесь:
http://antikvariat.ru/news/54751/#.U5OBB-eoGVM

А биография героя (он и его выжившие родственники сменили фамилию после войны) - здесь:
http://voennoe-delo.com/hitler-krasnoarmeets.html

И если кто думает, что прикол, то вот ещё персонаж:
https://en.wikipedia.org/wiki/Ira_Gitler

Отличие обоих от печально известного персонажа - в первой букве (G или H), которую русская фонетика не различает.
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

  #14     История евреев XIX-XX века
Сообщение 11 июн 2014, 20:27
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
Еврейская солонка
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #15     История евреев XIX-XX века
Сообщение 24 июн 2014, 11:26
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 4 года 3 месяца 10 дней
Постов: 9086
Лайкнули: 2618 раз
Карма: 29%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 4 часа 20 мин назад


  #16     История евреев XIX-XX века
Сообщение 24 июн 2014, 17:07
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 4 года 2 месяца 2 дня
Постов: 5727
Лайкнули: 1931 раз
Карма: 34%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 5 часов 32 мин назад

Ой вей. Кто бы мог подумать, что соавтор "Ну, погоди!" (шифровавшийся в титрах под русской фамилией Камов) ещё и историк-писатель?

Это я не ругаю, я одобряю, если что. Пробежался по содержанию и некоторым фрагментам. и на первый взгляд выглядит добротно, хотя и не ново - многое из того я уже где-то в других местах читал.
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

  #17     История евреев XIX-XX века
Сообщение 24 июн 2014, 17:20
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 4 года 3 месяца 10 дней
Постов: 9086
Лайкнули: 2618 раз
Карма: 29%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 4 часа 20 мин назад

Ну, это "популярная" литература, а не научная. А Феликса Канделя помню по передачам "Голоса Израиля" в конце 80-х - начале 90-х, где он был под псевдонимом "Филипп Кан" ("Всем вам и всем нам - доброе утро из Иерусалима, в эфире - радиостанция Голос Израиля"...) - все ведущие брали псевдонимы чтоб не "подставлять" своих родственников, живущих в Союзе. Кстати, Кандель один из авторов не только "Ну, погоди", но и "Приключений кота Леопольда".

  #18     История евреев XIX-XX века
Сообщение 08 июл 2014, 20:14
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #19     История евреев XIX-XX века
Сообщение 09 июл 2014, 20:07
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 4 года 3 месяца 7 дней
Постов: 9001
Лайкнули: 1064 раз
Карма: 12%
Пол: Ж
Заход: Вчера, 06:23
Galka, :_spasibo_:
Все люди — братья, но не все по разуму.

  #20     История евреев XIX-XX века
Сообщение 09 июл 2014, 21:32
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 2 года 8 месяцев 26 дней
Постов: 3361
Лайкнули: 2179 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 7 часов 2 мин назад
Так по крупицам мы сохраняем неформальную историю нашего народа. Пока мы помним - мы существуем как народ, нация.
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

Это сообщение - не последнее. В теме есть ещё страницы. Перейти на следующую >>


Чтобы ответить в этой теме, зарегистрируйтесь или быстро войдите через соцсеть:    

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение