Как выражать неудовольствие поступками детей?
•Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
•Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причины.
•Неудовольствие действиями ребенка не может возникать то и дело – иначе это перерастет в неприятие ребенка.
•Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
•Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
•Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
•Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
•Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
•При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
•Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.