Профессор И. Брановер — один из ведущих мировых специалистов в области магнитной гидродинамики (МГД), науки, без которой невозможны современная астрофизика, энергетика, геофизика или, например, новейшая техника измерений. Доктор технических наук И. Брановер в 1972 г. уехал из СССР в Израиль. Он преподает в Университете Беер-Шевы и создал там одну из лучших в мире лабораторий МГД, где, в частности, ведутся важные исследования для морского флота США и той системы стратегической обороны Америки, которая с легкой руки журналистов получила название «звездные войны».
Один мой коллега и добрый приятель — профессор микробиологии, возглавлявший во время полетов на Луну отдел микробиологии в НАСА, проделал любопытный психологический эксперимент. Он читал трем студенческим группам в университете Миннесоты абсолютно одинаковый курс, с той лишь разницей, что в первую группу профессор всегда приходил безупречно одетым: элегантный костюм и галстук. В другую он шел в рубашке и джинсах, а перед третьей представал затянутым в строгий халат ученого.
Легко догадаться, какая группа оказалась лучшей на экзаменах. Конечно, та, где лектор щеголял в белоснежном халате — символе знаний, настойчивого поиска и научной мысли. Спрашивается, есть ли какая-нибудь логическая связь между белым халатом и усвояемостью материала? Вроде бы, никакой. Однако эта связь существует, и заключается она в стереотипной готовности человека подчиняться воздействию внешних факторов, не имеющих отношения к делу.
Осмелюсь утверждать, что 99 процентов убежденных сторонников «непримиримого конфликта» между Торой и наукой бездумно повторяют чужое, но распространенное мнение. Интересно отметить, что в этом случае проявляется также дополнительный психологический фактор, т.н. закон невежества. Он формулируется следующим образом: «Чем меньше человек разбирается в религии, политике или науке, тем с большей категоричностью он высказывает свое мнение». Уровню агрессивности нападок на религию от имени науки обычно соответствует обратно пропорциональный уровень знаний. На основании своего опыта я подметил, что максимальную страстность в подобных случаях проявляют именно те, чье образование не выходит за рамки школьной программы.
Люди, как правило, склонны к массовым, «стадным» оценкам и не слишком задумываются, почему их отношение к «Х» принципиально не совпадает с отношением к равноценному «У». Причина, на мой взгляд, заключается в массовой психологии, возникающей в результате одинаковых методов воспитания, одинаковых мнений сверстников, учителей, родителей, т.е. массовом общественно-интеллектуального фона, одинакового в этом случае для Востока и Запада. Заблуждение человечества в отношении религии. возникшее благодаря философам прошлых столетий, по инерции формирует мировоззрение поколений.