Вся теория и бабушкины советы вождения в экстремальных ситуациях теряет смысл без практики. При первой же возможности езжайте на пустую стоянку вечером и нарезайте там вдоль и поперек, пускайте в занос и
выводите машину оттуда. На снегу еще лучше ! Ваш вестибулярный аппарат в паре с мозгом выработает необходимые рефлексы и тело в момент заноса будет делать все автоматически а не лезть в бардачок за
методичкой или звонить другу. Очень важно знать пределы и возможности авто, его тормозную и разгонную динамику, момент срыва в занос, поворачиваемость и тд. Вы должны знать что от него можно ожидать и как
этим всем управлять. Даже если вы ездите как старпёр за кефиром все равно может возникнуть непредвиденная ситуация не по вашей вине, и вы должны быть готовы предпринять в ней что-то вменяемое.
Именно так, должны, должны, должны. Это вопрос жизни и смерти.
Едем дальше.
Есть несколько систем электроных которые могут помочь неопытному водителю выйти с сухим сидением из ситуации.
ABS уже описали, она не даёт полностью блокировать колёса тем самым даёт нам возможность маневрировать а не скользить прямо, повышается существенно шанс объехать пешехода или любое другое препятствие. Полезность этого изобретения многими оспаривается, типа там тормозной путь больше и всё такое. ИМХО для новичка сгодится, если он не зажмурится и руль не бросит то АБС может больше помочь чем навредить.
Трекшн контроль/ Разные производители используют разные аббревиатуры для его обозначения, ESP, TCS, и тд. Суть его заключается в том что он не даёт автомобилю буксовать и разными способами пытается способствовать сцеплению колёс с дорогой. Многие авто имеют электроный дроссель ( это такая штука для контроля подачи воздуха в двигатель ). блок управления, увидев через датчики АБС разность скорости вращения колёс, прикрывает дроссель снижая обороты и мощность двигателя. Это как раз то ощущение что я давлю педаль а ничего не происходит. Многие машины умеют при помощи насоса АБС притормаживать отдельные колёса, как правило, в комплексе с придушением дросселя. В таком случае, кроме потери тяги водитель слышит гул и треск работы АБС. В целом задумка неплохая но часто трекшн мешает докопаться до зацепа и выехать, иногда его нужно выключать чтоб откопаться и помалу буксовать\ толкать авто из говен. Короче будьте рассудительны и не полагайтесь полностью на электронику.
Контроль курсовой устойчивости. VSA , и тд. Это более сложная и комплексная система которая противостоит опасным заносам и вращению автомобиля. В ней идёт анализ и обработка данных со многих датчиков. Датчики АБС, датчики продольного и поперечного ускорения, датчик положения рулевого колеса, положения педали газа, положение дросселя, датчик скорости. Если система приходит к выводу что если автомобиль не движется туда куда он по законам физики должен двигаться при данной скорости\ ускорению и положению рулевого колеса то это значит что сцепления с дорогой нет и она начинает давить мощность и при этом притормаживать отдельные колёса чтоб выровнять машину по курсу. То что делает эта система и её скорость обработки \ точность обычному водителю недоступно, он не может притормозить отдельными колесами и быстро реагировать органами управления на изменение курса \ занос \ вращение. Весьма полезная для любого водителя штука в любую погоду. Из минусов только заметил что жрёт задние диски и колодки у любителей лихо закладывать в поворот ( говорю о Хонде ) . Датчики ускорний срабатывают до того как колеса сорвутся и система пытается заранее предотвратить проблему.
Обычно этот функционал присутствует частично или полностью в различных комбинациях и вариантах исполнения, в зависимости от свежести и класса автомобиля.
Теперь к вопросу что делать.
Для начала нужно сделать все возможное чтоб машину НЕ понесло на гололёде. Для этого нужно владеть навыками зимней езды, иметь представление о том на чём вы ездите, как эта штука работает и иметь общие
представления о физике. НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗИМНЮЮ!!! РЕЗИНУ , сцепные свойства которой в РАЗЫ превышает летнюю. И даже на чистом асфальте ( привет тем чудакам на букву м которые считают что
если дороги чистят то и зимняя резина не нужна ). Открою многим Африку. Для производства резин для разных целей и температур используются РАЗНЫЕ составы. При температуре ниже 0 летняя резина теряет свою
эластичность, дубеет, превращается в пластик и тупо скользит там где летом у неё будет отличный держак, подвергая опасности вас и окружающих. Я ехал в Ванкувер с полной машиной народа и у меня на глазах на
не сильно большом закруглении но с отрицательным уклоном, с чистого асфальта в кювет, в полный тотал на скорости 90-100 ушла новая A7 c каким то ука укой за рулём. Машину купил а мозгов и ездить не купил.
Его спасло то что там было много снега и он был пристёгнут и не вылетел при вращении и еще и умудрился деревья не зацепить. На резине а ля всесезонная. при -24. Идиот.
Повторяю, сцепные св-ва зависят не только от чистоты дорожного покрытия но и от температуры при которой эксплуатируется покрышка и типа этой покрышки. Если у вас чистят и вам таки в облом гудеть на
настоящей зимней фрикционной резине то есть покрышки для "европейской зимы". Протектор там более летний но состав резины более зимний и не дубеет до состояния пластика. Читайте обзоры перед покупкой, там
функционал, особенности и целевое назначение модели достаточно подробно описывают. Не доверяйте всесезонной резине, двум богам служить нельзя, она недостаточно хороша для зацепа как летом так и зимой.
Даже если все живы то все равно не могут не бесить дауны которые сэкономили на резине и стоят буксуют в горку , задерживая вереницу машин сзади. Или подобные мудаки стоят и бздят проехать перекрёсток,
потому что у него буксует и оно не попадает в интервал. Или какой-то мужеложец ака использованный контрацептив влетает в тебя потому что на сраные 2-3 метра ему не хватило тормозного пути. И тд. Критерий
покупки зимней резины это не чистота дорог а температура, если она опускается до -10 и средняя не выше 0 за зиму то зимняя липучка это МАСТ ХЭВ.
Еще один очень немаловажный момент. Скоростной режим и оценка дорожного покрытия \ сцепления колёс. При наличии МАЛЕЙШЕГО подозрения на гололёд или скользкую кашу - сбрасывайте скорость и
проверяйте сцепление с дорогой, притормозите, повиляйте рулём чуток, лучше пусть сзади подумают что за рулём буховый Маниту чем вы получите сюрприз и машину вынесет с дороги. Безопасную скорость и
дистанцию можете выбрать вы и только вы, постоянно контролируя сцепление с дорогой. Не полагайтесь только на ПДД и знаки ограничения скорости ! Старайтесь всеми силами удерживать сцепление с дорогой, не
делайте резких движений, резких торможений, резких смен траектории и тд. Даже девушку справа за коленку трогайте плавно.
Ну а если вас уже несет куда-то то молитесь горячо, во многих ситуациях непрофессионалу вернуть контроль над сцеплением не просто. Особенно на высоких скоростях. Гасите скорость, по возможности. Держитесь
за баранку до последнего, всегда есть шанс выровнять машину. Не бросайте её и не закрывайте глаза. Оценка ситуации поможет вам сгруппироваться в нужный момент для принятия удара и иногда люди успевают
даже поджать ноги, чтоб их не перемешало с педалями.
Не нужно резко тормозить, резко крутить рулём, резко газовать. Не делайте резких движений. В занос на гололёде машина обычно уходит плавно и так же плавно нужно её из него выводить. Лучшим помощником в
этом станет не талмуд на 100 страниц куда крутить рулём а ваша практика и только она. Не имея её, и хорошей
реакции \ интуиции \ удачи, вам остаётся только ждать куда кривая истории вас забросит. Любой ценой старайтесь сохранить жизнь и здоровье свое и окружающих, минимизировать потери в живой силе.
Однозначно лучше вылететь в кювет \ с обрыва и погибнуть самому ( как мужчина , во сне, а не как эти обосравшиеся пассажиры ) чем вылететь на встречку и угробить еще надцать людей.
На этой мажорной ноте я пока и закончу. За рулём с 11 лет, под машиной с 5 лет, дело это знаю и умею, буду рад ответить на вопросы или устроить покатушки в безопасном месте. Короче, вы это, заходите, если что.