Имя пользователя:

Пароль:


Список форумов ОЛИВЬЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕМ Мир психологии Просмотров: 117 Промотать вниз к быстрому ответу

Парадокс парковки


Вопросы психологу - диалог с профессионалом
   Поделиться темой: 
  #1
Сообщение 29 июл 2015, 15:11
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 4 года 2 месяца 4 дня
Постов: 5729
Лайкнули: 1931 раз
Карма: 34%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 37 минут назад

Психологам известна история про нерешительность овцы. Стоит перед овцой забор, в котором дырка, а через дырку видна сочная трава. Чтобы добраться до травы, надо всего лишь забор обойти (а его длина – сущий пустяк, какие-то десятки метров). И вот овца начинает его обходить, но тут трава пропадает из виду – у овцы стресс, и она снова возвращается к той дырке, через которую трава видна.

То есть возможность видеть траву для овцы – более важный стимул, чем возможность до неё добраться. Итак, вопрос: вы считаете, что люди разумнее?

Я считаю, что люди умнее овец, но при этом тоже подверженны стрессам в самых, казалось бы, простых ситуациях. Рассмотрим вполне реальный случай.

Имеем: большое здание, куда каждый день приезжает множество посетителей. Рядом со зданием две парковочных площадки (на схеме обозначены как Р1 и Р2). Улицы вокруг здания – узкие, а потому с односторонним движением (на схеме обозначены стрелками). По рисунку можно щёлкнуть, чтобы его увеличить.

Изображение

Как видно на схеме, подъехать к зданию можно только с одной стороны. И всякий подъезжающий по ходу видит парковку Р1 – а парковку Р2, с вероятностью почти 90%, не видит. Наличие двух парковок, тем не менее, обозначено знаками S1 (непосредственно на въезде) и S2 (в прямой видимости въезжающего автомобилиста). Кроме того, когда P1 заполнена, около S2 ставится дополнительный знак, предупреждающий об этом и перенаправляющий в сторону Р2.

Что же происходит в реальности?

1) Парковка Р1 заполняется быстро, в то время как Р2 может долго оставаться полупустой.

2) Но что происходит после заполнения Р1? Автомобилист въезжает, в замешательстве останавливается, смотрит на знак… крутит головой в сторону парковки Р1 (на Р2 не смотрит, нет!) и тоже видит там знак, что она заполнена… А потом примерно 60% автомобилистов решительно крутят руль влево въезжают на ту самую, заполненную Р1! К слову, в её заполненности они могли зрительно убедиться ещё при подъезде, обзор там хороший.

Поездив по ней туда-сюда, видят, что мест и вправду нет. После чего подъезжают к выходу. Большая часть удачно выезжает и добирается-таки до парковки Р2.

Учреждение старается помогать посетителям, как может, в особо присутственные дни ставит перед зданием дополнительных охранников, чтобы помочь с парковкой. Но на мой взгляд, п. 2 – целиком и полностью на совести психологии водителя. Водитель сворачивает в сторону Р1, потому что он (она) её видит вблизи. А это такой мощный стимул, против которого любые знаки бессильны. Иногда бессильны даже жесты охранника-парковщика -- тот машет руками, а водитель не верит. Даже, бывает, подъезжает и спрашивает: что, брат, правда, мест нет? А куда же мне тогда? Вон туда? Что, правда-правда... вон туда далеко?

Справедливости ради, находясь у знака S2, оттуда можно рассмотреть и Р2, но вдали, и насколько она заполнена – непонятно. И насколько я могу судить, некоторые водители рассуждают так: пусть на парковке P1 написано, что она заполнена, но вдруг там кто-то собрался выезжать, тут-то я и буду рядом кстати! А как там с местами на той, другой – Бог его знает, отсюда не видно. Вот поеду я туда – и может быть, своё место-то клювом и прощёлкаю.

Скажите, вы сами никогда не оказывались в подобной ситуации?

У тех, кто поддался подобной логике и въехал на парковку P1, иногда возникает ещё одна психологическая проблема:

3) На въезде на парковку автомобилист берёт парковочный талончик с магнитной полосой, который оплачивается на выезде – автомат считывает время и отображает сумму, которую надо оплатить кредиткой. До 15 минут автомобиль может находиться на парковке бесплатно (ну бывает – например, приехал человек только на минуту, родственника забрать, или зашёл в здание – посмотрел – передумал). То есть если просто вставить талончик в автомат, ворота откроются и можно ехать дальше. Но такая возможность не всем приходит в голову.
На этом этапе некоторые боятся, что им придётся платить за нереализованную парковку – и паникуют. Настолько, что им не приходит в голову даже нажать кнопку помощи на автомате (а она находится прямо на уровне глаз). Талон вставить в автомат тоже боятся, талон – это «доказательство», а когда потеряно доказательство, они уже бесправны, их заставят платить ни за что. Да, люди вполне серьёзно опасаются подобного в богатой и благополучной стране (дело происходит, если что, в Северной Америке, в реальном городе и реальном учреждении).

Вот что я вам скажу. Самый большой стресс современного мира, по сравнению с архаичным – то, что приходится чуть ли не каждую минуту принимать мелкое решение. Да, мелкое, да, мир от ошибки на этом этапе не рухнет – но часто. А в старом добром XIX веке решения вынашивались долго. Ошибка могла стоить гораздо дороже, «лоханувшиеся» с большой вероятностью умирали раньше и/или не оставляли потомства. Но ошибочное решение вынашивалось долго и с любовью, водитель же принимает решение на каждом перекрёстке.

Мораль? В бизнесе выигрывают те, кто просекает, где именно у людей возникает стресс от «многабукафф» и на каком этапе они по данной причине отключают логику – потому что ближе и потому что видно.
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.


Чтобы ответить в этой теме, зарегистрируйтесь или быстро войдите через соцсеть: