Мне кажется, об образовании в той или иной стране нужно судить по конечным результатам, а точнее - по уровню жизни, который выпускники обсуждаемых школ в результате имеют (иначе зачем нужно образование?). То есть обучение - это не самоцель, а лишь средство, поэтому мне не была понятна гордость некоторых советских учёных, имеющих потрясающее образование и научные публикации, и при этом - голую жопу (про современное СНГ не знаю, уехал очень много лет назад). А те, кто сегодня строят экономику страны (будь она процветающей или не очень) - продукт школьной системы (плюс, конечно, системы вузов). А что толку от хорошего образования, если оно не даёт плоды в виде высокого уровня жизни? Просто носиться с ним как с писаной торбой и лопаться от гордости? Так вот, если судить по результату, то уровень канадских школ - как минимум, не ниже того, что получили мы. Я написАл "как минимум, не ниже" из вежливости - вообще-же мог и более резко выразиться... Западный подход (который я наблюдал в Израиле и Канаде и который существует также в США) отличается от советского (сужу по моей школе) как минимум в двух аспектах. Во-первых, детей грузят меньше в начальных классах и больше в последующих, т.е. в какой-то степени создают счастливое и беззаботное детство. Из-за этого многие наши, узрев, что их чада в 4 классе учат то, что они сами учили во втором, начинают петь песню о более низком уровне образования на Западе - на самом деле просто часть нагрузки перенесена на возраст, когда дети более сознательны. Во-вторых, в старших классах царит более узкая специализация, т.е. хай-скул выбирается в зависимости от желаемой специализации (точные науки, гуманитарное направление и т.п. - точно не знаю насколько специализация узка). Вполне нормально, что, скажем, если школа не математическая, то в 8 классе они учат то, что мы в 6 - когда подойдёт время, то (в случае выбора соответствующей специализации) знания будут даны получше, чем в советской школе (вот теперь и сравнивайте, горе-сравниватели!), а если что-то даже перенесено на вуз - так оно и к лучшему: хочет ребёнок быть химиком - углубится в химию в университете, а в школе его соученики - нехимики не будут страдать от груза ненужных знаний. И это, я считаю, хороший подход - зачем, например, грузить историей и общественными науками старшеклассника, избравшего путь физики с математикой или биологии с химией? Или который вообще на стройку или на завод пойдёт работать? Свою-же школу вспоминаю именно как "грузилку" - грузили всем подряд, будто пытались сделать из нас профессоров широкого профиля. Не иначе как думали, что чем больше в учеников запихнуть, тем более образованными они вырастут, хотя их-же идол Ленин говорил "Лучше меньше, да лучше" - принцип, реализованный на Западе на практике. Школьные знания - как питание: надо вкладывать в голову что нужно и сколько нужно, а не всего побольше!