Наука идет к новому знанию путем доказательств, религия основана на догмах - религиозных знаниях, принятых на веру без доказательств.
Видимо я не сумел изложить главную мысль о том, что науке, прежде чем обращаться к фактам, экспериментам и доказательствам, необходимы базовые постулаты. Пусть за меня скажет эту мысль г-н Фоллмер, который перечисляет эти постулаты
1. Постулат реальности
2. Постулат структурности
3. Постулат непрерывности и т.д.
О подобном говорил и г-н Лакатос, описывая модель "жесткого ядра" для любой научной теории.
Герхард Фоллмер предложил 10 постулатов научного познания: «1. Постулат реальности: имеется реальный мир, независимый от восприятия и сознания. Этот постулат исключает теоретико-познавательный идеализм и обращен против концепций Беркли, Фихте, Шеллинга, Гегеля, против фикционализма Файхингера и монизма ощущений Маха. При этом здесь не оспаривается то, что возможны оптические и иные ошибки восприятия; что имеются галлюцинации, бред и безумие; что наши ощущения, восприятия, представления, знания частично обусловлены субъектом через наш язык и структуры нашего познавательной аппарата. Следует заметить, что для субъективности всех высказываний нет доказательств, и что предположение о существовании внешнего мира является гипотезой. 2. Постулат структурности: реальный мир структурирован. Тот порядок, который создан, например, в ньютоновской теории гравитации, имеет характер, отличный от порядка, сходного с алфавитным порядком. Даже если аксиомы теории созданы людьми, успех таких начал предполагает, как отмечал Эйнштейн, высокий уровень порядка объективного мира. В качестве структур рассматриваются симметрии, инвариантности, топологические и метрические структуры, взаимодействия, естественные законы, вещи, индивиды, системы. Сами структуры являются реальными и объективными. Мы с нашими чувственными органами и когнитивными функциями также принадлежим реальному миру и имеем определенную структуру. 3. Постулат непрерывности: между всеми областями действительности существует непрерывная связь. Нет непроходимой пропасти между мёртвой материей и живыми организмами, между растениями и животными, между животными и человеком, между материей и духом. Причём если иметь в виду кванты действия, элементарные частицы, мутационные скачки, революции и фульгурации (в данном контексте, вероятно, имеется в виду: «необратимое разрушение» - Прим. И.Л. Викентьева), то возможно, более подходящим названием будет квазинепрерывность. История науки показывает, как плодотворен был постулат непрерывности. Ньютоновская теория гравитации показала, что «подлунные» и «надлунные» законы одинаковы. Посредством синтеза мочевины Велер в 1831 г. доказал возможность получения органических субстанций из неорганических. Шлейден и Шванн в 1838 г. установили, что все организмы состоят из клеток. Исследования последних лет показали, что также генетический код является универсальным. 4. Постулат о чужом сознании: также как и Я, другие индивиды имеют чувственные впечатления и сознание. Этот постулат находится в соответствии с предположениями большинства биологов, физиологов и психологов. Его отрицание ведет к солипсизму. 5. Постулат взаимодействия: наши чувственные органы аффицируются реальным миром. Согласно этому постулату, внешняя поверхность нашего тела обменивается энергией с окружением. Некоторые из изменений в чувствительных клетках обрабатываются как сигналы и направляются далее. Некоторые из этих возбуждений подвергаются специальной обработке в нервной системе и в мозге. Они становятся воспринимаемыми, трактуются как информация о внешнем мире и осознаются. Уже восприятие состоит в бессознательной интерпретации чувственных данных и в реконструкции гипотетически предполагаемого внешнего мира. 6. Постулат функции мозга: мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа. Результаты исследований мозга, например электроэнцефалография (запись волн мозга), фармакологии и экспериментальной психологии, например, исследований сна, подтверждают гипотезу о том, что все явления сознания связаны с физиологическими процессами. Эта гипотеза называется иногда психологической аксиомой. 7. Постулат объективности: научные высказывания должны быть объективными. Объективность означает в данном случае отнесённостъ к действительности. Научные высказывания относятся (кроме как в психологии) не к состояниям сознания наблюдателя, а к гипотетически постулируемой реальности. Эта трактовка основывается на 1-ом постулате - постулате реальности. Критерии объективности высказываний таковы: (А) Интерсубъективная понятность: научные высказывания должны передаваться другим, следовательно должны быть сформулированы на общем языке. Ибо наука не есть частное предприятие. (Б) Независимость от системы отнесения: независимость от личности наблюдателя, его местоположения, состояния его сознания, его «перспективы». (В) Интерсубъективная проверяемость: для каждого высказывания должна иметься возможность проверки его правильности посредством соответствующих процедур. (Г) Независимость от метода: правильность высказывания не должна зависеть от метода, используемого для его проверки. (Д) Неконвенциональность: правильность высказывания не должна основываться на произвольном акте или конвенции. Следует подчеркнуть, что указанные выше различные критерии необходимы, но лишь в их конъюнкции могут быть достаточными. 8. Постулат звристичности: рабочие гипотезы должны содействовать исследованию, а не затруднять его. Это методологический постулат. Он принцип нашей исследовательской стратегии. Он ничего не говорит о мире или о нашем познании и не ведет конструктивно к новым предположениям. но помогает выбрать между равноценными, но противоречащими друг другу гипотезами. Эвристично осмысленной является та гипотеза, которая рассматривает объект как наличный и наблюдаемый, свойство как измеримое, факт как объясняемый. Например, было бы неэвристично постулировать принципиальную границу между неживыми и живыми системами, потому что пришлось бы отрицать очень успешные исследования в этой области. 9. Постулат объяснимости: факты опытной действительности могут анализироваться, описываться и объясняться посредством «естественных законов». Этот постулат следует из постулата об эвристичности. Рассматривать процесс или факт в качестве принципиально необъяснимых не только не эвристично, но означает во многих случаях безответственное отрицание знаний. Постулат объяснимости представляет собой отказ от любых форм иррационализма, телеологии или витализма. Подобные теории, например, утверждают, что эволюция якобы необъяснима, и дают этой необъяснимости различные имена: Демиургический интеллект (Беннет): жизненный порыв (Бергсон), сознание клетки (Буис); энтелехия (Дриш); ортогенез (Эймер); жизненная сила (Мюллер), целефинальность (де Ной); аристогенез (Осборн); витальная фантазия (Палагий, Бойтендик), самоизображение организма (Портман), точка Омега, эволюционное тяготение, натиск сознания (Тейяр де Шарден). Но жизненный порыв объясняет эволюцию не лучше, чем порыв локомотива объясняет работу паровой машины (Дж. Гексли). 10. Постулат экономии мышления: следует избегать ненужных гипотез. Этот постулат представляет собой методологическое правило, которое может служить только для выбора гипотез. Оккам также рассматривал свой принцип экономии: entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem («бритва Оккама») в качестве методологического правила для исследования. Мах же толковал принцип экономии мышления как сущность законов природы и как цель науки вообще. Против этого утверждения Макс Борн возразил, что «наилучший путь сделать мышление экономичным - это совсем его прекратить. Как хорошо знает любой математик, такой принцип имеет смысл только тогда, когда подчинён ограничивающим условиям. Мы должны быть едины в том, что наша задача состоит не только в наведении порядка в необозримой области накопленного опыта, но и в его беспрестанном расширении посредством исследований; к этому следует добавить, что без внешних достижений была бы утеряна и ясность в мышлении».
Источник: http://vikent.ru/enc/2007/