Когда речь заходит о распаде СССР, то многие, проникнувшись духом патриотизма, впадают в ностальгическую прострацию и скорбят не о людях, как таковых, а о великой империи, рухнувшей под натиском лжи, предательства и насилия. А между тем что такое государство как не народ, и что такое революция как не испытание, выпавшее на долю того же народа! Ведь при таких катаклизмах, в первую очередь страдают именно простые люди, а не чиновники, политики и вожди. На фоне неспокойствий, охвативших “западный фронт”, приобрел книгу современного прозаика Лапина “Вихри перемен” и нашел в ней весьма характерный портрет Москвы 90-х, охваченной нищетой, беженцами и гнетущим безмолвием:
Все частицы гигантской империи оседали в этом городе. А он, словно новый ковчег, принимал каждого, каждому давал кусок хлеба и кружку воды.
Здесь, можно было встретить кого угодно. Каждой твари по паре. Смешались на улицах великого города афганские генералы и конголезские повстанцы, дети Испании и внуки Израиля, грузины и армяне, молдаване и таджики. А когда республики, словно льдины во время весеннего половодья, стали расходиться в разные стороны, в эту землю обетованную устремились и русские люди со всех концов света.
Некогда гордые землепроходцы, смелые завоеватели, носители цивилизации среди диких народов, первые среди равных, теперь они робко жались к Москве.
Но, увы, вместо хлеба великий город теперь клал в их протянутые руки холодные камни. И бывшие строители вавилонской башни под названием “коммунизм” с горечью садились у дороги – просить подаяние.
Никому не нужные, несчастные и брошенные они забивались в каморки, кишащие крысами подвалы Москвы и молча наблюдали за тем, как людской поток, нарастая, приносит сюда все новые и новые обломки от рухнувшего здания великой империи.
Как правило, именно такое “лицо перемен” скрывается под маской громких лозунгов и манифестов. И именно так выглядят города, прошедшие через “огонь, воду и медные трубы” революций. Никогда не стоит забывать об этом...