Имя пользователя:

Пароль:


Список форумов ОЛИВЬЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕМ Перекур философов Просмотров: 27408

История евреев XIX-XX века


Серьёзные темы, спорные вопросы, облико морале
  #101
Сообщение 16 Jun 2015, 15:41
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Легенда третьего рейха
Слышали такую легенду “про Улицу Роз“?
На самом деле, реальная история, которая поражает.
Прямо рядом с главной площадью бывшего ГДР “Александрплатц“ (Alexanderplatz), во дворике, есть памятник, который должен был бы сам занимать целую площадь!

продолжение здесь
http://berlinonblog.weebly.com/blog/8
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

Этот пост лайкнул(и) OutlanderUrsegomotekInna

  #102     История евреев XIX-XX века
Сообщение 16 Jun 2015, 16:28
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 20 дней
Постов: 9244
Лайкнули: 1162 раз
Карма: 13%
Пол: Ж
Заход: 18 Jan 2018, 22:49

  #103     История евреев XIX-XX века
Сообщение 17 Jun 2015, 19:29
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Очень трогательно. Прочти.

В 1946 году журнал «Знамя» печатает знаменитое стихотворение Маргариты Алигер «Мы евреи», являющееся главой её поэмы «Твоя победа». Напечатанная в том же году эта поэма подвергается суровой критике, и хотя вся поэма «Твоя победа» в дальнейшем перепечатывается, глава «Мы евреи» изымается и запрещается. Люди, хранившие или распространявшие это стихотворение, подвергались репрессиям.

Стихотворение Михаила Рашкована “ОТВЕТ МАРГАРИТЕ АЛИГЕР” многие десятилетия ходило в списках, как народное, что сохранило их автору здоровье, а может быть и жизнь
Маргарита Алигер

МЫ – ЕВРЕИ
(Глава из поэмы «Твоя победа»)

И, в чужом жилище руки грея,
Старца я осмелилась спросить:
- Кто же мы такие?
- Мы – евреи!
Как ты смела это позабыть?!

Лорелея – девушка на Рейне,
Светлых струй зелёный полусон.
В чём мы виноваты, Генрих Гейне?
Чем не угодил им Мендельсон?

Я спрошу и Маркса, и Энштейна,
Что великой мудростью сильны, -
Может, им открылась эта тайна
Нашей перед вечностью вины?

Светлые полотна Левитана –
Нежное свечение берёз,
Чарли Чаплин с белого экрана –
Вы ответьте мне на мой вопрос!

Разве всё, чем были мы богаты,
Мы не роздали без лишних слов?
Чем же мы пред миром виноваты,
Эренбург, Багрицкий и Светлов?

Жили щедро, не щадя талантов,
Не жалея лучших сил души.
Я спрошу врачей и музыкантов,
Тружеников малых и больших.

И потомков храбрых Маккавеев,
Кровных сыновей своих отцов, -
Тысячи воюющих евреев –
Русских командиров и бойцов:

Отвечайте мне во имя чести
Племени, гонимого в веках:
Сколько нас, евреев, средь безвестных
Воинов, погибнувших в боях?

И как вечный запах униженья,
Причитанья матерей и жён:
В смертных лагерях уничтоженья
Наш народ расстрелян и сожжён!

Танками раздавленные дети,
Этикетка «Jud» и кличка «жид».
Нас уже почти что нет на свете,
Нас уже ничто не оживит…

Мы – евреи. - Сколько в этом слове
Горечи и беспокойных лет.
Я не знаю, есть ли голос крови,
Знаю только: есть у крови цвет…

Этим цветом землю обагрила
Сволочь, заклеймённая в веках,
И людская кровь заговорила
В смертный час на разных языках…
1946

Михаил Рашкован

ОТВЕТ МАРГАРИТЕ АЛИГЕР

«В чём мы виноваты, Генрих Гейне?
Чем не угодил им Мендельсон?

Нас уже почти что нет на свете,
Нас уже ничто не оживит…»

(М. Алигер.)

На Ваш вопрос ответить не умея,
Сказал бы я: нам беды суждены.
Мы виноваты в том, что мы – евреи.
Мы виноваты в том, что мы умны.

Мы виноваты в том, что наши дети
Стремятся к знаньям, к мудрости земной.
И в том, что мы рассеяны по свету
И не имеем родины одной.

Нас сотни тысяч, жизни не жалея,
Прошли бои, достойные легенд,
Чтоб после слышать: «Эти кто? – Евреи! –
Они в тылу сражались за Ташкент!»

Чтоб после мук и пыток Освенцима,
Кто смертью был случайно позабыт,
Кто потерял всех близких и любимых,
Услышать вновь: «Вас мало били, жид!»

Не любят нас за то, что мы – евреи,
Что наша ВЕРА – остов многих вер…
Но я горжусь, горжусь, а не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер!

Нам не забыть: средь самых ненавистных
Первейшими с жестокостью тупой
Эсэсовцы «жидов» и «коммунистов»
В Майданек угоняли на убой…

А наши дети гибли вместе с нами
У матерей несчастных на руках,
Протягивая ручки к нам сквозь пламя,
Кричали: «Мама! Мама!» и слезами
Лишь ярость вызывали в палачах…

Нас удушить хотели в грязных гетто,
Замучить в тюрьмах, в реках утопить,
Но не смотря, но не смотря на это,
Товарищ Алигер, - мы будем жить!

Мы будем жить! И мы ещё сумеем,
Талантами сверкая, доказать,
Что наш народ – гонимые евреи –
Имеет право жить и процветать!

Нам кровь и слёзы дали это право,
Благословили жертвы из могил,
Чтоб наш народ для подвигов, для славы,
Для новой жизни сердце возродил!

Народ бессмертен! Новых Макковеев
Он породит грядущему в пример…
Да! Я горжусь! Горжусь, а не жалею,
Что я еврей, товарищ Алигер!
1947 г.


Конечно, написав такое стихотворение в то время, когда в стране во всю «бродил призрак» антисемитизма, и, опубликовав его, М. Алигер совершила большой нравственный подвиг. И, конечно, она не ждала ответа: кто решится. Но такой человек нашёлся. Этим замечательным, смелым человеком и талантливым тоже, был бывший фронтовик – пулемётчик, прошедший всю войну от звонка до звонка, трижды раненный Мендель Рашкован. Он демобилизовался из армии в 1946 г. и в 1947 г. написал «Ответ Маргарите Алигер».

Детство и школьные годы Рашкована были обычными, как у всех советских детей, разве только, что сверстники смеялись над его именем и обзывали Мендель-Крендель. Добрый по натуре мальчик не обижался и отвечал сверстникам, что в честь его имени носит свою фамилию великий русский химик Менделеев. «Жидом» его мало кто называл, так как сильный мальчик мог дать и сдачи, а, кроме того, у него было много товарищей, которые могли за него заступиться. И всё же Мендель Рашкован, уже будучи старшеклассником, решил взять себе новое имя Михаил, хотя по паспорту всю жизнь был Менделем. Видимо, так ему было удобнее.

В 1939 году Михаил Рашкован с отличием заканчивает среднюю школу и вскоре мобилизовывается в армию. Началась Отечественная война. В июле 1941 года он встретил её на передовой. А через месяц получил тяжёлое ранение. Вылечившись, Михаил снова на фронте. По дорогам войны он прошёл до её конца. Был ещё дважды ранен. Демобилизовался лишь в 1946 году. В том же году он прочитал в журнале «Знамя» поэму М. Алигер «Твоя победа». Она произвела на него колоссальное впечатление. Отрывок из этой поэмы – стихотворение «Мы евреи» он выучил наизусть.

И хотя Михаил Рашкован всегда утверждал, что в части, где он воевал и служил, не было антисемитизма, и в жизни молодой человек, бывший пулемётчик, четыре года воевавший, трижды раненный и чудом уцелевший, не испытывал антисемитизма, но, по всей вероятности, это было не так. Иначе зачем было бы Рашковану создавать «Ответ М, Алигер»? Стихотворение «Мы евреи» нашло живой отклик в его еврейском сердце.

И Михаил Рашкован пишет ответ Маргарите Алигер в стихотворной форме. В своём ответе он отражает зов своей души, не надеясь, что этот ответ когда-нибудь дойдёт до известной поэтессы. Михаил Рашкован любил стихи и сам писал их, но никогда не считал их «шедевром» и никогда не пытался их публиковать. Когда стихотворение М. Алигер было запрещено, Михаил записал в нескольких экземплярах свой «Ответ» и раздал его своим товарищам.

Своё авторство он, конечно, не указывал. Однако, как оказалось впоследствии, это был очень рискованный шаг с его стороны. Но те, кому он их роздал, не выдали его. Как потом сообщила Михаилу его сокурсница, органы МГБ разыскивали Рашкована, пытались узнать его адрес. Так пошли гулять по громадной стране два замечательных стихотворения: запрещённое Маргариты Алигер и «Ответ» на него Михаила Рашкована, написанный подпольно. Оба стихотворения пользовались большим успехом и находили отклик в каждой еврейской душе. Оба стихотворения говорили о высоком нравственном и героическом подвиге их авторов.

Если автор стихотворения «Мы евреи» был известен, то об авторе «Ответа» никто не знал. Долгое время авторство «Ответа» приписывали Илье Эренбургу. В связи с этим он имел много неприятностей. Его вызывали по этому поводу в соответствующие органы. Позже его дочь Ирина Эренбург подтвердила, что это стихотворение не его отца, но смело заявила, что под многими его строками Илья Эренбург мог бы подписаться. Так с течением времени слова «Ответа» Маргарите Алигер стали считать народными.

Так и ходило замечательное стихотворение Михаила Ришкована по просторам России, а потом Израиля с указанием «Слова народные». И только в сравнительно последнее время автор стихотворения стал известен. Прекрасный человек – скромный, лишённый всяких амбиций, сам пишущий стихи – Михаил Рашкован никогда не претендовал на авторство «Ответа». Он даже испытывал радость, когда узнал, что его слова приписывают народному творчеству. Михаил Рашкован окончил университет, преподавал. Сейчас он живёт в Израиле в городе Петах-Тиква, имеет трёх сыновей и 8 внуков Сам человек глубоко интернациональный, он вложил в своё стихотворение большую гордость за свой народ, его героизм, его новаторство. Такой народ нельзя победить, нельзя уничтожить. «Народ бессмертен!», восклицает в конце своего стихотворения Михаил Рашкован.

И, конечно, не знал тогда Михаил Рашкован, да и не мог знать, что бессмертие еврейскому народу предписывали такие великие умы человечества, как Лев Николаевич Толстой. Вот его слова:
«…Еврей – это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он – родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры.
…Еврей – первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой Земле в ещё большей мере, чем нынче даже в цивилизованной Европе.
…Еврей – первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на господ и рабов, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет.
…Еврей – символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить, ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли; он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен.Он - олицетворение вечности».
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #104     История евреев XIX-XX века
Сообщение 15 Jul 2015, 15:02
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 23 дня
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00


  #105     История евреев XIX-XX века
Сообщение 18 Jul 2015, 06:46
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 23 дня
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00

Когда в СССР развернулась борьба с космополитизмом, известному дирижёру Борису Хайкину предложили сменить фамилию. Он отказался:
"Фамилию менять не стану, но готов на компромисс — согласен заменить вторую букву; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски".

  #106     История евреев XIX-XX века
Сообщение 18 Jul 2015, 21:39
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Мальчик из Белостока и сволочь Примаков
Так стал называть себя после публикации стихотворения Евгения Евтушенко “Бабий Яр” бывший узник гетто в Белостоке и нацистских концлагерей Освенцима, Майданека и Дахау Самуэль Писар. Ныне он известный американский и международный юрист, в прошлом консультант Президента США Кеннеди, ряда правительственных организаций, Международного Олимпийского комитета, политический и общественный деятель, писатель.

В рамках Большого фестиваля Российского национального оркестра 11 сентября 2011 года в Москве в Концертном зале имени Чайковского в память жертв теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке прозвучали две выдающиеся симфонии ХХ века: симфония # 13 (“Бабий Яр”) Дмитрия Шостаковича и третья симфония Леонарда Бернстайна (“Кадиш: диалог с Богом”), которая исполнялась в Москве впервые. Её вел сам автор текста к берстайновской симфонии, человек удивительной и уникальной судьбы Самуэль Писар. Ниже на основе его книги“Of Blood and Hope”, интервью в российских и зарубежных СМИ мы попытается рассказать об этом человеке.

Родился он в городе Белостоке в 1929 году. В то время город входил с состав Польши. Но до этого Белосток имел сложную историю. После третьего раздела Польши в 1795 году город отошел к Пруссии. После разгрома Пруссии Наполеон по Тильзитскому миру подарил город России и он с 1808 по 1919 входил в ее состав. Как пишет Писар в этот период: “Это был очень культурный многонациональный город и индустриальный центр, в котором евреев жило больше, чем поляков, русских, немцев”.

Далее он перечисляет выходцев из Белостока, имена которых получили мировую известность: создателя международного языка “Эсперанто” Людвига Заменгофа, российского революционера, а впоследствии советского наркома иностранных дел Максима Литвинова (его настоящее имя Меер Валлах). Мы бы еще добавили к ним советского кинематографиста Дзигу Вертова и, несомненно, братьев Фридляндов – старшего Михаила, чей псевдоним Кольцов был известным не только в СССР, но за его пределами – журналиста и общественным деятелем. К сожалению, его бурная деятельность была прервана безжалостным катком сталинских репрессий. Младший Фридлянд стал известным карикатуристом и писателем Борисом Ефимовым и сумел он прожить 108 лет. Белосток является и родиной “Бунда” - социалистической партии еврейских рабочих Польши, Литвы и России, которую ненавидели большевики от Ленина до Сталина и его преемников.

Самуэль родился в преуспевающей семье еврейского бизнесмена Давида Писара. Его мать образованная и культурная женщина занималась домом и воспитанием детей. Как вспоминает Самуэль его родители знали пять языков. Они родились и получили образование еще в то время, когда Белосток входил в состав Российской империи и учились в русской школе. Поэтому, когда отец с матерью хотели скрыть что-то от Самуэля и его младшей сестры, то переходили на русский язык.

Первого сентября 1939 года началась Вторая мировая война, а 15 сентября в Белосток вошли немецкие войска. Однако, в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа Белосток отошел к СССР и вместо немцев в город вошли войска Красной Армии. В городе была установлена советская власть. Все частные предприятия были национализированы, а их владельцев с семьями стали высылать в Сибирь и Казахстан. Такая же судьба ждала владельца крупного таксопарка Давида Писара и его семью. Но контактный, прекрасно владеющий русским языком и автомобильным делом Давид пришелся ко двору командованию советских войск. Хотя по советским канонам он был буржуем и подлежал высылке, военные признали его рабочим, и он продолжал обслуживать воинские части. Более того его назначили председателем транспортной комиссии города. Дети стали учиться в русской школе. Как утверждает Самуэль школа привила ему интерес к русскому языку, он стал читать много русских книг, совершенствуя свои успехи в этой области. Стал пионером и с гордостью носил красный галстук.

После нападения Германии на Советский Союз, 26 июня 1941 в Белосток вошли немецкие войска и сразу начались массовые убийства еврейского населения. В первую пятницу после оккупации немцы устроили облаву на евреев на улицах города. Всех схваченных заперли в центральной синагоге и здание подожгли.

Вскоре все еврейское население Белостока переселили в гетто. Массовые акции уничтожения продолжались. В гетто возникло движение сопротивления, в котором принял участие Давид Писар. Его арестовало гестапо и затем расстреляли. В гетто вспыхнуло восстание, в подавлении которого нацистам пришлось применять танки и артиллерию. После этого оставшихся в гетто решили разослать по разным концлагерям на оккупированной немцами территории. Мать Самуэля чувствовала, что она с детьми приговорена к смерти. Уговорила сына одеться так, чтобы он мог сойти за мужчину.

Когда эсэсовцы отделяли мужчин от женщин с детьми, его спросили, сколько ему лет. Ответ 18 не смутил стражника и Самуэля вместе с мужчинами загнали в вагон для перевозки скота и куда-то повезли. Оказался он в лагере уничтожения Майданеке. На первом же аппеле (пересчете узников) он услышал объяснение, что из этого лагеря есть только один выход в виде дыма из крематория. На очередном аппеле приказали портным остаться, остальным разойтись. Эсэсовец спросил Самуэля портной ли он. Он объяснил, что портными были его отец и дед, а он пришивальщик пуговиц и работал на специальной машине, которая выполняла трудоемкую работу по подготовке петель для пуговиц. Недалеко от их дома в Белостоке было швейное ателье, и ребенком он любил наблюдать, как работала эта машина и достаточно ясно сумел объяснить детали этой технологии. Вместе с остальными портными он попадает в рабочий лагерь, а оттуда в Освенцим. При приближении Красной Армии его вместе с другими колонной повели в лагерь Дахау.

Как Самуэлю удалось сбежать, он написал в газете “The New York Times” 27 января 2010 года. Самуэль писал: “Шестьдесят пять лет назад советские войска освободили Освенцим, в то время как американцы приближались к Дахау. Человеку, выжившему в том и в другом пекле, кажется почти нереальным быть живым и здоровым, иметь новую и счастливую семью, которая воскресила для меня ту, что я потерял. Вступая в возрасте 13 лет в мрачный мир Эйхмана и Менгеле, я полагал, что жить мне остается считанные дни, в лучшем случае недели. Начало зимы 1944 года. Вторая мировая война подходила к концу. Но мы в лагерях ничего не знали...

Известие о высадке в Нормандии нескоро проникло в Освенцим. Ходили слухи о том, что Красная Армия быстро продвигается на Восточном фронте. Нервозность нацистов становилась ощутимой. Газовые камеры стали работать с удвоенной силой. Однажды серым морозным утром охранники приказали нам построиться в колонну и вывели нас через главные ворота Аушвиц-Биркенау с этой дикой надписью “Arbeit Macht Frei” (“Работа освобождает”).

Тех из нас, кто был еще пригоден для рабского труда, должны были погнать на запад, вглубь Германии. Я был вне себя от волнения. Спасение вдруг показалось таким близким – и таким далеким. В последний момент они, безусловно, убьют и нас. “Окончательное решение” должно быть доведено до конца, последние живые свидетели должны быть уничтожены. Ах, продержаться бы ещё чуть-чуть. Наши марши смерти из лагеря в лагерь продолжались днем и ночью, пока мы и наши мучители не начали слышать мощные взрывы, похожие на огонь артиллерии.

Однажды нас атаковали на бреющем полете эскадрилья истребителей союзников, которые приняли нашу колонну за войска вермахта. Пока эсэсовцы, укрывшись в траншее, строчили из своих пулеметов во всех направлениях, кто-то из бывших рядом со мной крикнул: “Да беги же!”. Я сбросил деревянные башмаки и рванул в близлежащий лесок. Там я прятался несколько недель пока меня не нашли американские солдаты”. Эти молодые ребята были всего на несколько лет старше Самуэля. Они накормили и одели его и, как он вспоминает, привили ему первый настоящий вкус свободы.

Самуэль не захотел возвращаться в Польшу – там у него никого не было. Остался в Баварии промышлял мелким бизнесом на черном рынке. Но его нашла тетка, сестра его матери, которая жила в Париже. Она увидела в списках спасенных узников имя Самуила Писара и вспомнила, что у ее сестры в Белостоке был мальчик, которого звали Муля. Попросила мужа известного французского журналиста поехать в Германию и попытаться найти племянника. Он и нашел его в небольшом немецком городке под Мюнхеном и привез в Париж. Там выяснилось, что в Австралии живут два брата его матери. Родственники подумали, что для Самуэля лучшим вариантом будет не Европа, в которой он так настрадался, а тихая и благополучная Австралия. И вот он оказывается в Мельбурне.

Как вспоминает Самуэль, братья его матери совершили чудо. Они убедили не верившего ни во что племянника, что только образование вернет его к жизни. Самуэль оканчивает школу и колледж в Австралии, потом его отправили в Оксфорд, затем в Гарвард. Он получает докторскую степень в Гарварде, затем в Сорбонне. Докторская диссертация Писара была посвящена проблемам экономических, человеческих и политических отношений между Востоком и Западом. Изданная впоследствии как книга (Coexistence and Commerce. Guidelines for Transaction Between East and West), как утверждает Самуэль, наделала много шума. Во время учебы в Гарварде знакомится с сенатором Джоном Кеннеди.

Как только тот был избран Президентом США, то пригласил Писара стать его советником. Три года он проработал в Вашингтоне, как советник президента, советник госдепартамента и советник комиссии конгресса. В этот период возник вопрос о гражданстве Писара. Он уже достаточно долго прожил В США, чтобы иметь право подать прошение о гражданстве. Мог получить гражданство, как человек женатый на американке. Но сенатор от штата Оклахома Майк Манрони предложил предоставить американское гражданство Самуэлю Писару за его заслуги, как консультанта высших органов власти страны. Этот законопроект был поставлен на голосование в сенате и палате представителей конгресса США. После одобрения этого законопроекта президент США Кеннеди с удовольствием подписал закон о предоставлении Писару американского гражданства и послал ему фотокопию резолюции конгресса и ручку, которой он подписал закон.

Самуэль Писар становится известным международным адвокатом в Нью-Йорке, Париже и Лондоне. Пришлось много работать в области торговли и инвестиций. Самуэль стал советником таких известных бизнесменов, как например, Дэвид Рокфеллер. Его поразил тот факт, что этот известный бизнесмен мира открыл в России свой банк в самом центре Москвы по улице Карла Маркса, дом 1 рядом с Красной Площадью. Долгие годы Самуэль был советником Арманда Хаммера, который начинал работать с большевиками еще при Ленине. Хаммер пригласил Писара стать его адвокатом и они вместе ездили в Москву договариваться о сделках Хаммера с советским государством. Останавливались они всегда в отеле “Националь”. Когда они приезжали вдвоем, то Хаммер снимал номер, в котором жил Ленин после переезда советского правительства в Москву. Если Писару приходилось приезжать одному, то и он не мог отказать себе в удовольствии снять бывший номер Ленина.

Как вспоминает Самуэль, ему приходилось встречаться с Брежневым, Косыгиным, затем с Горбачевым и Ельциным, а по делам МОК (Международного Олимпийского Комитета) с Путиным, так как в течение 22-х лет он был адвокатом МОК и постоянным советником президента МОК Хуана Самаранча и его совета.
Во времена Брежнева существовал специальный американо-советский комитет для обсуждения проблем между этими двумя странами, по которым пока еще не было договоренности. В него входило 24 человека по 12 с каждой стороны. Заседания комитета проходили ежегодно - один год в США, другой в СССР. Как известно, первое издание книги С.Писара “Кровь и надежда” вышло на идиш, а затем ее перевели на английский и она стала бестселлером в англоязычных странах. Ныне она переведена на 20 языков, кроме русского. Прочитали ее многие руководящие деятели Америки и Белый дом включил Писара в состав вышеупомянутого американо-советского комитета.

А теперь предоставим слово Самуэлю об одном из запомнившемся ему заседании комитета: “Со стороны США в него входили Рокфеллер, Эйзенхауэр - брат президента, генерал Гавин, несколько министров. С советской стороны - А.Корнейчук, Б.Полевой, академики Е.Федоров, Е.Примаков. Неделю переговоров мы провели в Киеве, потом такая совместная встреча проходила в Тбилиси, помню, что в ней принял участие сенатор Эд.Кеннеди. Все было гладко.

Но вот выступил Е.Примаков. И произошел инцидент. В своей речи он назвал израильтян фашистами. Это был политический антисемитский выпад. Он еще говорил об американских еврейских экстремистах, в частности о раве Кахане и говорил, говорил. Я не мог эту антисемитскую речь перенести. Мне не хотелось устраивать скандал, сорвать такую встречу, потому что это было важно для Вашингтона и Москвы. Но я попросил сопредседателя со стороны США генерала Гавина дать мне возможность выступить. Моя речь, разумеется, была взволнованной и спонтанной. Я дал отпор антисемитским выпадам Примакова и закончил свое выступление такими словами: ”Вы нам показали Киев. Это было приятно. Но вы нам показали памятник Богдану Хмельницкому на коне и сказали, что это большой герой. Для меня это не герой, а палач, который безжалостно уничтожал евреев. Недалеко от Киева есть овраг. Это Бабий Яр – в нем нацисты тоже уничтожали евреев. А поэт Евгений Евтушенко написал поэму про Бабий Яр и вспомнил в ней про мальчика из Белостока. Это про меня. После того, что говорил о евреях Примаков, я бы хотел, чтобы вы показали нам Бабий Яр”. От этих моих слов у советских членов комитета был шок. Они не знали, что делать, что мне ответить. А мои американские коллеги после этого мне заявили: “Ты сказал, что надо посмотреть Бабий Яр. Мы тоже хотим поехать и увидеть Бабий Яр”… Нас стали уговаривать, что не стоит туда ехать. Плохая, разбитая дорога и это далеко. Но мы продолжали настаивать. Тогда нам дали автобус и мы поехали. Экскурсоводом была девушка, она рассказывала о Бабьем Яре по-английски и сама плакала. Вдруг появляется второй автобус и из него выходят Корнейчук, Полевой, Примаков – все члены делегации с советской стороны. Оказалось, что они звонили в Москву и там им сказали: надо ехать! Мол мы не можем саботировать желание американцев. После этого была поездка по Днепру и состоялось пленарное заседание, на котором я выступил с речью. Помню только, что позволил себе закончить известным еврейским призывом: “Отпусти народ мой!”.

Самуэль Писар вступил уже в девятый десяток жизни, но по-прежнему активен Он живет в Париже, но зачастую его можно увидеть в разных местах мира, где он консультирует, выступает в концертах, где ведет знаменитую симфонию его друга Леонарда Берстайна. Писар познакомился с Бернстайном, когда работал консультантом президента Кеннеди. Он был в восхищении от грандиозного концерта, который устроил композитор при инаугурации Кеннеди. Далее выяснилось, что их родители из Российской империи. Бернстайна с Украины, а Писара из Польши. Симфония Бернстайна “Кадиш” была написана после убийства Кеннеди и впервые прозвучала в Тель-Авиве в 1963 году.

Композитору не совсем нравилось либретто симфонии. Когда же он прочитал мемуары Писара и решил, что именно в Бабьем Яре лежат их украинские родственники, то решил изменить текст. Берстайн считал, что никто кроме Писара не в состоянии написать новое либретто к его симфонии. Писар отказывался, но после смерти композитора выполнил его просьбу. Новое либретто “Свидание с Богом” Самуэля Писара было написано в 1990 году. Премьера симфонии Бернстайна с новым либретто состоялось в 2003 году в Чикаго и с тех пор она триумфально шествует по миру. Это совместное произведения Леонарда Бернстайна и Самуэля Писара не только достойный памятник 6-ти миллионам евреев, сгоревшим в огненном вихре Холокоста, но и обращение уходящего поколения к памяти поколений грядущих.

Если кто-то знает, где можно послушать, дайте ссылку, плиз.
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #107     История евреев XIX-XX века
Сообщение 22 Jul 2015, 22:48
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #108     История евреев XIX-XX века
Сообщение 29 Jul 2015, 21:19
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Идишланд и что от него осталось...
http://varandej.livejournal.com/730944.html
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #109     История евреев XIX-XX века
Сообщение 03 Aug 2015, 21:30
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
У древних евреев фамилий не было

У древних евреев фамилий не было, они обходились именами, отчествами и прозвищами. Мы выяснили, откуда у евреев появились фамилии, что общего между Коэнами и Левиными, Шустерами и Сандлерами.

1. Без фамилий

Евреи, как и другие народы Ближнего Востока, фамилий никогда не имели. Номинация производилась по имени и отчеству. К имени присоединялось слово "бен" (сын) или "бат" (дочь). Каждый уважающий себя еврей должен был помнить имена своих предков минимум до седьмого колена.

Так как имена могли часто повторяться, то для более точной репрезентации использовались географические ориентиры (ха Роми - из Рима, Иуерушалми - из Иерусалима), название профессии (Сандалар, Сандлер - сапожник, Софер - писец). Кроме того, у евреев часто были прозвища (Шапиро - благообразный, Иоффе - красивый), которые также добавляли конкретики при узнавании.

Фамилии евреи стали получать только в конце XVIII века. В 1787 году император Австрийской империи Иосиф II издал закон, по которому все евреи должны были иметь наследственные фамилии. Их получение сразу стало обрастать коррупционной паутиной: за хорошие благозвучные фамилии с евреев требовали деньги, в случае отказа могли присвоить фамилии далекие от благозвучия и почета. Такие, например, как Крауткопф (капустная голова) или Оксеншванц (бычий хвост).

В России фамилии евреям предложил присваивать Гавриил Романович Державин. При этом он настаивал на том, что они должны звучать "на малороссийский лад" и отражать не только характер человека, но и отношение к нему властей. Скрытные получали фамилии Замысловатый или Замыслюк, спорые в деле - Швыдкий. "Положение о евреях", в котором и было прописано обязательное присвоение евреям фамилий, было утверждено 9 декабря 1804 года. В 1850 году евреям было также запрещено менять фамилии, даже в случае перехода в другую веру.

2. Коэны и Леви

Первыми и по сегодняшний день самыми распространенными еврейскими фамилиями являются Коэн и Леви. Коэны - еврейское сословие священнослужителей, леви - помощники священнослужителей. Эти статусы у евреев передавались по отцовской линии, поэтому они стали восприниматься другими народами в качестве фамильного прозвища.

От Коэнов и Леви по мере расселения евреев образовалось множество вариаций еврейских фамилий (Коган, Кон, Кан, Коганович, Каганов, Левин, Левитан, Левиев и т.д.). Кроме того, даже если еврейская фамилия не похожа на изначальное "коэн", она может иметь к нему отношение. Как, например, фамилия Кац (аббревиатура от "коhен-цедек", то есть "праведный коэн").

Фамилии, образованные от "коэн" и "леви" и сегодня являются самыми распространенными еврейскими фамилиями. Среди евреев бывшего СССР самая распространенная фамилия Левин, на втором месте - Коган. В Израиле 2, 52% населения носят фамилию Коэн, 1, 48% - Леви.

3. Откуда сам?

Большое количество еврейских фамилий имею топономическую этимологию, что не удивительно, учитывая тот факт, что евреи часто оказывались переселенцами в других местах. Так, человек, прибывший из Австрии, мог получить фамилию Ойстрах (на идиш "Австрия"), прибывший из Литвы - Литвин, Литвак, Литвинов и так далее. Также встречаются фамилии, образованные просто от названий городов: Лившиц, Ландау, Берлин.

Топонимические еврейские фамилии часто образовывались при помощи суффикса "-ск" (Гомельский, Шкловский), суффикса "-ов". Например, еврейские фамилии Свердлов и Лиознов образованы соответственно от названия местечек Свердлы и Лиозно в Витебской области, Сарнов - от названия местечка Сарны в нынешней Ровненской области).

Близки в топонимическим этнонимические еврейские фамилии, такие как Дейч (немец), Немец (как варианты - Немцов, Немцович, Нимцевич), Поляк и другие.

4. Кем работаешь?

Множество еврейских фамилий произошло от названий профессиональной деятельности. Так, например, фамилии Портнов, Хайят, Шнайдер и Шнайдерман - родственны, поскольку произошли от одного и того же слова "портной", от "сапожника" произошли такие фамилии как Шустер, Сандлер, Швец. Еврейская фамилия Меламед переводится как "религиозный учитель", Могел - "мастер обрезания", Шадхан - сват.

5. Мужчины, женщины

Патронимические и матронимические фамилии, то есть образованные соответственно от личных мужских и женских имен распространены среди евреев, но не так широко, как, например, фамилии, образованные от названий профессий. Самой простой формой образования патронимической фамилии является использование собственного личного имени. Отсюда такие фамилии как Давид, Исраэль, Адам и т.д.

Большую группу еврейских фамилий составляют фамилии, образованные от "киннуй" - бытовых имен (у евреев есть и "святое имя", которое называется "шем кадош"). Так, например, фамилия Маркс - это немецкая форма имени Маркус, используемая в качестве киннуй к имени Мордехай, фамилия Лоброзо - киннуй для имени Урия, Бенвенисте - киннуй для имени Шалом.

Кроме того, фамилии могли образовываться по именам близких родственников по отцовской и материнской линии, а также по имени жены. Патронимические фамилии могли образовываться при помощи формантов "-штам" (ствол), или "-бейн" (кость). Например, такие фамилии как Мандельштам или Фишбейн. Также фамилии могли образовываться при помощи суффиксов "-чик" (Рубинчик), "-ович/-евич" (Абрамович), префиксов ( Бен-Давид) и различных формантов.

6. Фамилии-аббревиатуры

Если говорить о чисто еврейской традиции образования фамилий, то нужно выделить фамилии-аббревиатуры. В них особым образом зашифрована информация о их носителях.

Например, фамилия Зак расшифровывается как "зэра кадошим", то есть "семя святых", фамилия Маршак - аббревиатура от "морену рабену Шломо Клугер", что переводится как "учитель наш, господин наш, Соломон Мудрый", фамилия Рошаль - аббревиатура от "рабби Шломо Лурия".

7. Декоративные фамилии

Не все еврейские фамилии имеют отношение к месту проживания, профессии или родству человека. Часто встречаются и так называемые декоративные или орнаментальные фамилии. Обычно они образовывались от корней немецкого языка или корней из идиша. Очень любили евреи образовывать фамилии от слова "гольд" (Гольдбаум (золотое дерево), Голдштейн (золотой камень) и т.д), от слова "розе" (роза) - Розенбаум (розовое дерево), Розенблюм (розовый цветок).

Много фамилий было произведено от названия драгоценных камней и материалов для ювелирных работ. Финкельштейн - сверкающий камень, Бернштейн - янтарь, Перельштейн - жемчуг, Сапир - сапфир, Эдельштейн - драгоценный камень.

Позволить себе получить орнаментальную фамилию мог не каждый, часто они просто покупались за солидные деньги.
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #110     История евреев XIX-XX века
Сообщение 04 Aug 2015, 06:53
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 23 дня
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00


  #111     История евреев XIX-XX века
Сообщение 04 Aug 2015, 12:28
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Три тысячи долларов — цена человеческой жизни
http://9tv.co.il/news/2015/07/28/209787.html
Памяти пассажиров и членов экипажа самолета авиакомпании "Эль-Аль", погибших 27 июля 1955 года.
Трагедии израильского самолета в недружелюбном болгарском небе — 60 лет.


Это был регулярный гражданский рейс небольшого израильского самолета марки Lockheed Constellation, летевшего из Лондона в Лод через Париж и Вену. Но из-за непогоды в небе Югославии самолет сбился с курса и оказался в воздушном пространстве Болгарии.

Около него моментально оказались военные болгарские самолеты. Новые истребители модели МиГ-15 взяли в клещи израильский лайнер и приказали ему следовать за ними на военную базу западней Софии. Пилот "Эль-Аля" подчинился указанию и готов был направиться по указанному маршруту.
А затем произошло непредсказуемое. Болгарские военные открыли огонь по безоружному гражданскому самолету. Он рухнул на землю, похоронив 51 пассажира и семь членов экипажа. В этой трагедии не выжил никто.
Это произошло в холмистой труднодоступной местности, недалеко от болгаро-югославской границы, в районе живописной реки Струма.
В самолете летели пятнадцать израильтян, среди них офицер Пинхас Бен-Порат, киббуцник и ветеран "Пальмаха". Он был первым пилотом, осуществившим авиаудар во время защиты израильских границ. Бен-Порат проходил стажировку, чтобы переквалифицироваться и начать работать в гражданской авиации.
Капитаном и экзаменатором в этом рейсе был летчик Стенли Реджиленд Хинкс, бывший летчик королевских ВВС Великобритании и ветеран Войны за независимость.
Изображение
стюардесса Сара Ачеркан

На борту самолета также находились стюардесса Сара Ачеркан, стюарды Альберт Эльхадаф и Леон Тейсер, радист Рафи Гольдман и бортинженер Сидней Чалмерс.

Среди погибших было двенадцать американцев, шесть французских граждан, пять граждан СССР, по четыре человека из Канады, Великобритании и ЮАР, по трое граждан Западной Германии, Польши, Австрии и Швеции. Гражданство еще двух пассажиров осталось неустановленным.
Изображение
Изображение

Останки погибших пассажиров были захоронены в братской могиле на тель-авивском кладбище Кирьят-Шауль. Над могилой установлен памятник — в виде крыла самолета, а на нем надпись: "В восьмой день месяца ава 5715 года от злодейской руки пятьдесят восемь мужчин, женщин и детей погибли в пламени по дороге на родину".Раввин Шломо Горен прочитал специальную молитву. Это было 5 августа.
Изображение
Изображение


Через год на юге страны в округе Лахиш появился мошав, названный Нир Хен, в память о погибших людях. Хен, расшифровывается как "хет нун", по гематрии, числовое значение — 58.

Гибель израильского самолета в болгарском небе — одна из самых трагических и одновременно загадочных историй, тайна которой полностью не раскрыта до сих пор.

Одна из теорий — это пребывание на борту самолета израильского разведчика, агента "Мосада" Эрана Бен-Дора, покинувшего Лондон после того, как его деятельность против СССР была раскрыта британской контрразведкой. Он мог стать мишенью, но это лишь теория.

На протяжении двух суток после расстрела самолета на месте его падения орудовали болгарские солдаты и местные крестьяне. Было растащено все, что можно было растащить. Пропали личные вещи погибших и многие обломки самолета. Было ли это сделано только с целью мародерства, или болгары были заинтересованы в том, чтобы большинства улик не оказалось на месте, когда прибудут члены организованной комиссии, неизвестно.

Кстати, израильтян болгарские власти практически не допустили на место трагедии, отнеслись к ним весьма недружелюбно. Нельзя забывать о том, что холодная война была в самом разгаре.
Изображение

Военные самолеты марки Lockheed Constellation были приобретены Израилем у США и переоборудованы в гражданские. В них помещалось шестьдесят три человека. И они часто использовались для доставки в страну новых репатриантов.

Специалисты, занимающиеся этой трагедией, утверждают: приблизившись к самолету, можно было сразу определить, что он относится к гражданской авиации. А болгарские истребители приблизились к нему на достаточное расстояние, чтобы увидеть эмблему "Эль-Аля" — шестиконечную звезду.

Тем не менее, они открыли огонь на поражение, практически изрешетив самолет, который после первых залпов еще пытался сохранить равновесие и приземлиться. Они не оставили ему никаких шансов.

Международного конфликта не случилось. Израильские власти по разным причинам не подняли скандала. Во время похорон 5 августа выступил премьер-министр Бен-Гурион, обвинив болгарские власти в бесчеловечном поступке и пообещал, что будет добиваться истины.

Болгарские власти, поменяв несколько версий, в то время отказались признать вину в гибели самолета. Израиль подал иск в Международный суд в Гааге, и через несколько лет семьи погибших получили от Болгарии компенсации.

Цена человеческой жизни оказалась равна трем тысячам долларов.

В 2003 году, спустя 48 лет, на месте трагедии (уже другими руководителями Болгарии) был установлен памятник погибшим пассажирам и членам экипажа рейса 4X-AKC.

Изображение
фото: Яков CC BY-SA 3.0


Когда спустя годы появился доступ к болгарским военным архивам того времени, стало ясно, что крушение самолета ни в коем случае не было несчастным случаем. Израильский лайнер был сбит.

Оба летчика МиГ-15 получили тюремное наказание. Один из них потерял рассудок, и остаток жизни провел в психиатрической больнице. А вот получили ли наказание те, кто дал им указание стрелять по самолету, — об этом история умалчивает.

Самолет этот выполнял также почтовую миссию, и мешок с письмами, частично сгоревшими, но сохранившимися, был доставлен в Израиль. Те письма, которые было возможно восстановить, отправили по адресатам с необычным штемпелем "Письмо пережило катастрофу самолета, сбитого в болгарском небе 27 июля 1955 года".

Изображение
фото: Авиад CC BY-SA 4.0

Люди не выжили в этой трагедии. Большинство личных вещей их было украдено. Письма иногда живут дольше людей…
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #112     История евреев XIX-XX века
Сообщение 04 Aug 2015, 12:43
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 11 лет 6 месяцев 15 дней
Постов: 5814
Лайкнули: 2001 раз
Карма: 35%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 08 Jul 2021, 20:49

Вопрос к знатокам иврита. В СССР весьма скупо писали про Марка Яковлевича Слободинского, организовавшего группу сопротивления во Франции. Якобы он был жив ещё в 1980-е годы и был награждён. Может быть, про него что-то писали в Израиле?
Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

  #113     История евреев XIX-XX века
Сообщение 06 Aug 2015, 19:53
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
«Фабрика талантов» Столярского
Фредди БЕН НАТАН
Опубликовано 17 ноября 2011 г.
«Вполне сочувствую твоей простуде, но самое лучше лекарство – взять скрипку в руки и не менее трех часов играть упражнения и этюды. Организм сразу разогреется, да и микробы подохнут от звуков скрипки», – такую рекомендацию дал однажды одному из своих учеников Петр Соломонович (Песах Шлемович) Столярский, которого, по праву, можно отнести к числу величайших педагогов ХХ века. Что же касается упомянутого воспитанника Столярского, то ученик этот последовал совету наставника и позже признался, что после трех часов занятий почувствовал себя значительно лучше.

Будущий гений музыкальной педагогики появился на свет 30 ноября 1871 года в городке Липовцы (ныне – Винницкой области Украины), так что в этом месяце отмечается 140-летие со дня его рождения. Фамилию свою Столярские получили по роду занятий одного из основателей семейной династии. Столярных дел мастер Шлема не только соорудил большой деревянный дом, но однажды своими руками изготовил, скопировав ее со старого инструмента, скрипку и научился играть на ней. Так что музыка втекла в Песаха с самого раннего детства. Его отец, а также многочисленные братья и сестры организовали клезмерский ансамбль, пользовавшийся огромным успехом в родном местечке. Но волей судьбы, герой нашего повествования не стал знаменитым музыкантом.

Талант Столярского полномасштабно раскрылся в другом качестве – скрипичного педагога. Так, скажем, не самый известный футболист становится порою выдающимся тренером. Нет, совсем не о славе думал этот музыкант, открыв сто лет назад, в 1911 году в Одессе собственную частную школу. Впрочем, не спешите представить себе хоть какое-нибудь подобие нынешних музыкальных классов. Учебным заведением стала плохо приспособленная для этого квартира Столярского, куда он начал приглашать пятилетних детей «на музыкальное воспитание». Почему именно пятилетних? А потому, что именно в этом, совсем еще раннем возрасте, педагог считал не только возможным, но и необходимым начинать занятия с «обыкновенными гениями».

«Хорошему материалу нужен хороший портной», любил приговаривать Столярский, принимая очередного ученика. Как вспоминал через десятилетия один из его знаменитых воспитанников, Давид Ойстрах, «во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы». Позавидовать Столярскому могли даже гадалки: ему было дано не только распознавать настоящие таланты, но и угадывать далекое будущее малышей.

Любопытная деталь: этот взрослый человек часами стоял перед ребятишками на коленях – так ему было удобнее наблюдать за их игрой на уроках и исправлять ошибки. Особенностью концепции Петра Столярского было воспитание в маленьком человеке большого артиста – с первых же его шагов в жизни, и в музыке. Столярский прививал детям, хотя работал с каждым индивидуально, чувство товарищеской сплоченности. Уча не бояться публичных выступлений, он выводил своих ребятишек на парады: они привязывали бантики к маленьким скрипочкам и шествовали под собственный аккомпанемент, привлекая внимание, по шумным улицам Одессы.

В 1933 году он основал первую в СССР специальную музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей. Это учебно-воспитательное заведение еще при жизни организатора стало именоваться «школой Столярского», а сам ее руководитель, родным языком которого в детстве был не русский, а идиш, забавно называл свое детище «школой имени мене». Он разработал свою, особенную методику преподавания, выдвинул в формулировках, вызывавших часто улыбку с точки зрения правильности русской речи, принципы, которыми руководствуются преподаватели музыкальных школ и сегодня.

«Педагогика Столярского – то, чем должно гордиться мировое искусство» – это высказывание принадлежит известному французскому музыканту Жаку Тибо. Хорошо известно высказывание по этому поводу Леонида Осиповича Утесова «Кто сказал, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер изобрел в Одессе Столярский. Конвейер талантов. Он как никто понимал детскую душу, умел ее настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного совершенства. Он нес в себе большое сердце художника».

Из «фабрики талантов» вышли исполнители, которые обрели всемирную славу – Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Буся Гольдштейн, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц. К педагогу от Б-га пришла известность. Столярского узнавали на улицах, ему уступали место в общественном транспорте, а родители с надеждой приводили к наставнику у своих детей – «учиться на Ойстраха». Подлинным триумфом Петра Столярского стал Первый международный конкурс имени Эжена Изаи, состоявшийся в Брюсселе в 1937 году.

Все призовые места в этом престижном творческом соревновании заняли его ученики: Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Буся Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц. Сам профессор, создавший, по сути, отечественную скрипичную школу, удостоится правительственной награды, а «товарищ Сталин» лично подарил Столярскому автомашину. «Вы подарили стране музыкантов, а мы Вам – это», – так высказался при этом кремлевский вождь. Столярский не побоялся возразить «отцу народов», посоветовав забрать подарки обратно, оказав, вместо них, большее содействие, что было бы разумнее и полезнее, одаренным детям.

Правда, в том же, 1937-м, был арестован один из его учеников. Сохранилась анекдотичная история о том, как сотрудники НКВД нагрянули к Петру Соломоновичу, причем ночью. «Припомните, гражданин Столярский, не имел ли ваш ученик связей с немцами?» – Поинтересовался следователь. «Конечно имел, – перейдя на полушепот, сообщил визитерам хозяин дома. – Сначала он имел связи с Брамсом, потом были Шуберт и Шуман, но это так, мелочи. А вот Бах — это был главный!»… Малообразованные сотрудники органов безопасности записали, слово в слово, показания «свидетеля» и помчались докладывать о них своему начальству…

… Профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер, в свое время, обратился к властям с просьбой помочь организовать в столице Детскую музыкальную школу по опыту Столярского, что и было сделано. К слову, он же, Александр Борисович, предложил издать «Русско-Столярский словарь». Это – в шутку. А если всерьез – то замечательного человека прекрасно понимали и чтили многие из окружавших его людей. По образцу Одесской музыкальной десятилетки, аналогичное учебное заведение было открыто сначала в городе на Неве, а позднее – в Свердловске.

С Уралом Петра Столярского связала судьба в последние годы жизни и деятельности. В начале Великой Отечественной войны, спасая не столько себя, сколько плоды многолетнего труда, Петр Столярский принял предложение эвакуироваться, вместе со своей школой, в Свердловск. Несмотря на тяжелые условия, Столярскому удалось наладить там, где он оказался, учебный процесс. Вот уж и действительно, музы не молчали, когда стреляли пушки. Здоровье педагога и подвижника было подорвано скудным питанием и усугубилось уральскими морозами.

Столярскому настоятельно рекомендовали и предлагали перебраться в Москву, но он, напоминая, в этом смысле, хотя и в иной ситуации, но, тем не менее, легендарного Корчака, отвечал: «А как же мои дети?». И воспитанников своих он не оставил, хотя Давид Ойстрах обращался к учителю: «Срочно выезжайте в столицу, обо всем договорился. Вам выделят отапливаемый номер в гостинице, профессора ждут в Московской консерватории: будет сыт, обут, одет и при деле».

Кто-то другой, быть может, и откликнулся бы на такое заманчивое предложение, но не Столярский. Незадолго до своей смерти, в 1944, он лично открыл Свердловскую музыкальную школу для юных талантов. Там, в Свердловске, он и умер 29 апреля, но, успев узнать о том, что Одесса освобождена от оккупантов. Но, уходя из Одессы, захватчики подожгли здание школы Столярского. Эта печальная весть глубоко потрясла Петра Соломоновича. Получив ее, он зарыдал. Лицо налилось кровью, руки задрожали… Его увезли в больницу. Там врачи определили кровоизлияние в мозг, от которого он уже не оправился. А потом пришла и другая беда. На второй день после похорон тело Столярского было обнаружено на другом конце кладбища, расположенного в самом центре Свердловска. Нелюди – мародеры, решив поживиться, выкопали «богатого» покойника, раздели его догола и выбили золотые коронки. Петра Столярского перезахоронили, но лишь к девятой годовщине со дня его смерти на средства учеников установили памятник. В Одесский краеведческий музей на вечное хранение были переданы семейный архив и личные его вещи.

Летом нынешнего года в прессе появилось сообщение о намерении к 140-летию со дня рождения Столярского перевезти его прах из Свердловска в Одессу. Общественность была проинформирована о проекте установки на будущей могиле Столярского, на одном из одесских кладбищ, памятника удивительному человеку, вошедшему в историю и прославившему город. Кроме того, областные власти решили установить памятник одному из учеников скрипичной школы Столярского – Давиду Ойстраху.

… Люди уходят, но добрые их дела продолжают жить. И ныне методические разработки профессора Петра Соломоновича Столярского находят практическое применение. Пережили время многие оригинальные мысли, высказанные знаменитым педагогом: «Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки», «Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели», «Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова «скрип», «Играй мне Баха, а не Оффенбаха». И нынешними преподавателями цитируются произнесенные как-то Петром Столярским прекрасные слова: «Скрипку нужно держать гордо!».
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #114     История евреев XIX-XX века
Сообщение 06 Aug 2015, 20:20
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Кто соорудил ракету для БУКа
Человека этого звали Лев Вениаминович Люльев. Думается, мало кто знает, что это имя Главного конструктора большинства советских зенитных ракет и противоракетных носителей. В СССР такие люди были засекречены сугубо. Должностей и, тем более – происхождения их, не знал никто.
http://www.kontinent.org/article.php?aid=542e78d15ed41
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #115     История евреев XIX-XX века
Сообщение 17 Aug 2015, 20:35
Стаж: 9 лет 11 месяцев
Постов: 906
Лайкнули: 304 раз
Карма: 34%
СССР: Odessa
Пол: М
Лучше обращаться на: Вы
Заход: 25 май 2016, 13:33
1 января 2100 года


В середине 90-х одному еврею, стоявшему во главе крупной рекламно-издательской компании, пришла в голову оригинальная идея: «А что, если газета «Нью-Йорк таймс», которая считается самой известной и влиятельной в мире, каждую пятницу будет публиковать время зажигания субботних свечей?»
Конечно, кто-то должен был это оплачивать, но зато какой прилив гордости и подъем еврейского самосознания произойдет с помощью этого еженедельного объявления о святой для еврейского народа Субботе! Автор начинания нашел богатого и щедрого еврея, который заразился этой идеей и согласился оплачивать «символическую» сумму — почти две тысячи долларов в неделю! — за ее реализацию.

И в течение пяти лет каждую пятницу евреи всех пятидесяти штатов, а также и те, кто жил за пределами США, видели следующее объявление:
«Еврейские женщины! Зажигание субботних свечей в пятницу — в такое-то время». Случилось так, что благотворитель был вынужден сократить финансирование ряда проектов, и в июне 1999 года публикация объявления была прекращена. С тех пор оно не печаталось — за исключением еще только одного раза.

Это было 1 января 2000 года. «Нью-Йорк таймс» выпустила праздничный номер, посвященный «миллениуму», и вышла с тремя титульными страницами. На первой рассказывалось о том, что публиковалось в «Нью-Йорк таймс» сто лет назад — 1 января 1900 года. На второй помещался современный новогодний материал, а на третьей приводились прогнозы на будущее — о чем напишет газета 1 января 2100 года (то есть через сто лет).
На этой фантастической странице можно было найти такие заголовки:
«Добро пожаловать в 51-й штат — Кубу!», «Имеют ли роботы право голосовать?» и так далее.
А в дополнение к этим захватывающим воображение новостям из будущего на той же странице снова было поставлено объявление, сообщающее о времени зажигания субботних свечей 1 января 2100 года.
Так просто, никто его не заказывал, и никто за него не заплатил. «Нью-Йорк таймс» сделала это по собственному усмотрению.
Редактора газеты — католика ирландского происхождения — спросили, зачем он поместил столь незначительное объявление. Его ответ с ошеломляющей точностью подтвердил вечное существование еврейского народа и силу традиции, которая передается из поколения в поколение.
Он сказал:
«Мы не знаем, что произойдет в 2100 году. Невозможно предсказать будущее. И только в одном мы можем быть полностью уверены — в 2100 году еврейские женщины, кaк и тыcячи лeт нaзaд, будут зажигать субботние свечи…...»

Кстати, после этого выяснилась еще одна примечательная деталь. Кто-то из прочитавших эту историю не поленился проверить по календарю, на какой день недели выпадает 1 января 2100 года, и обнаружил, что это…...дeйcтвитeьнo пятница!

  #116     История евреев XIX-XX века
Сообщение 17 Aug 2015, 21:08
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 20 дней
Постов: 9244
Лайкнули: 1162 раз
Карма: 13%
Пол: Ж
Заход: 18 Jan 2018, 22:49
ZevC, это правда?
:_love_:

  #117     История евреев XIX-XX века
Сообщение 18 Aug 2015, 00:44
Стаж: 9 лет 11 месяцев
Постов: 906
Лайкнули: 304 раз
Карма: 34%
СССР: Odessa
Пол: М
Лучше обращаться на: Вы
Заход: 25 май 2016, 13:33
motek писал(а) здесь:
это правда?


I don't know. But, I would agree with the chief editor, that some Rabbi, the mohel will be there.....

Two gentlemen are using the facilities at Grand Central Station in New York.
One gentleman says to the other,
--"Are you from Borough Park?"
The other gentleman exclaims,
--"Yeah, how did you know that?"
The first gentleman says,
--"Do you belong to Temple Beth El?"
The second gentleman exclaims,
--"Yeah, how did you know that?"
The first gentleman says,
--"Is Rabbi Yablonobovitz, the mohel, still there?"
The second gentleman exclaims
--"Yeah, how did you know that?"
The first gentleman answers,
--"Because he always cuts on a slant, and you're peeing on my shoe!!...."

  #118     История евреев XIX-XX века
Сообщение 18 Aug 2015, 07:50
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 20 дней
Постов: 9244
Лайкнули: 1162 раз
Карма: 13%
Пол: Ж
Заход: 18 Jan 2018, 22:49
ZevC, :))))))))))) _<_18_>_

  #119     История евреев XIX-XX века
Сообщение 30 Aug 2015, 19:44
Canada, Alberta
Город: Calgary
Стаж: 10 лет 1 месяц 8 дней
Постов: 4641
Лайкнули: 2991 раз
Карма: 65%
СССР: Ташкент
Пол: Ж
Лучше обращаться на: ты
Заход: 16 Nov 2022, 21:35
Александр Шульман: Еврейские асы германских Luftwaffe
Любопытная часть еврейской военной истории - еврейские летчики-асы, сражавшиеся в годы 1-ой мировой войны в составе германских ВВС. Они были германскими национальными героями, но приход нацистов к власти в Германии все изменил - антисемитская пропаганда обьявила их врагами Германии, их оболгали и оклеветали, а их подвиги фактически вычеркнули из германской военной истории...
http://www.jewniverse.ru/biher/AShulman/45.htm
В этой жизни не важно как ты падаешь, важно как ты поднимаешься.
Бриллиант, упавший в грязь, все равно бриллиант, а пыль поднявшаяся до небес, так и остается пылью.

  #120     История евреев XIX-XX века
Сообщение 31 Aug 2015, 10:27
Mitridat Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Оттава
Стаж: 11 лет 6 месяцев 15 дней
Постов: 5814
Лайкнули: 2001 раз
Карма: 35%
СССР: Киев, СПб
Пол: М
Заход: 08 Jul 2021, 20:49

Оффтоп:

К полуевреям, воевавшим за Гитлера - вроде Мильха и Вильберга - отношение сложное.

Примерно как к элите русской армии, которая стала воевать в Красной Армии в качестве "военспецов".
Большая их часть даже до 1937 года не дожила - в 1930-1931 гг. была первая волна репрессий, как раз против "спецов" и "бывших".

Парадокс католицизма: в разных местах хранятся 12 черепов Иоанна Крестителя, но подлинные из них - только 3.

Это сообщение - не последнее. В теме есть ещё страницы. Перейти на следующую >>

Вам есть что сказать по этой теме? Зарегистрируйтесь, и сможете оставлять комментарии