напишу о своем сильном шоке ,который испытала ,покинув СССР,это было в 91 .нет ,это были не ломящиеся от продуктов магазины,не шмотки в громадных количествах ,которые меня тогда еще интересовали . это было на лекции в универе . лекция на тему :эмоциональные проблемы у детей до 3 лет.
Начиная примерно с 6-месячного возраста, привязанность младенца к определенному человеку становится все более интенсивной и исключительной (особый период развития). У ребенка появляется так называемая сепарационная тревога, проявляющаяся в сильном беспокойстве и плаче, когда мать покидает комнату. Согласно исследованиям, ребенка расстраивает в этом возрасте отсутствие в поле зрения единственного предпочитаемого человека, а после очередной встречи с ним ребенок подает комплекс радостных сигналов, тянется к нему, улыбается, издает радостные звуки. Как только ребенок научается ползать, а затем ходить, он следит за перемещениями родителя и следует за ним всюду, успокаиваясь, когда вновь оказывается рядом с ним или у него на руках. При этом цели родителя ребенка мало интересуют, его поведение довольно эгоцентрично. К концу первого года жизни у ребенка уже складывается общее представление о доступности и отзывчивости матери, то есть, он уже знает, может ли доверять ей и, исследуя мир, надеяться на ее поддержку в незнакомой ситуации, или лучше, например, быть пассивным и держаться к ней поближе. Через некоторое время ребенок с позитивным опытом привязанности становится способен какое-то время исследовать мир самостоятельно, возвращаясь к матери периодически, как к “отправной точке” или в случае опасности". Потеря доверия к миру может произойти, только если первая привязанность ребенка разрушается. это может случиться и в семье при внезапном и длительном исчезновении объекта привязанности у ребенка, нуждающегося в нем; и (часто) в условиях больницы, куда младенец с целью поправления здоровья помещается без матери.
Вначале идет фаза протеста и горя, когда ребенок призывает мать, подавая сигналы, как он остро нуждается ней. Ребенок отвергает все другие виды заботы, требуя вернуть мать. После наступает период отчаяния, ребенок перестает плакать, как бы замыкается, становится вялым и пассивным, выражая на лице эмоции, сходные с выражением печали. Затем наступает фаза безразличия и отчужденности, которая похожа на мнимое выздоровление. Ребенок снова становится активным, принимает заботу от других. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и не проявляет к ней никакого интереса.
Если все фазы пройдены, то привязанность восстановить в полной мере невозможно, и базовое доверие ребенка к миру уже будет навсегда подорвано, из него вырастет “поломанная личность".я вспомнила советскую детскую больницу ,куда мой ребенок был помещен в возрасте полутора лет.в первый день я не смогла к нему пробиться_ не положено! во второй день ,путем задействования нужных людей, меня допустили туда.мой ребенок лежал И дрожал от страха И горя, а врач с недовольной рожей смотрела на меня И говорила мне ,что "ваш ребенок напитый И наетый", это были молдавские кадры И русским языком не очень то владели. более того ,нас ,всех мам ,выгоняли на лекции о здоровье ребенка под раздирающие крики наших малышей ,которые думали ,что их опять покинули. вот это И был первый шок ,связанный с моей бывшей родиной.