Миллионы, брошенные на празднование Дня победы, могут создать картинку "российской мощи" лишь у людей, не разбирающихся в технике.
Летающий музей
Репетиция парада к 70-летию Победы проходит на подмосковном полигоне в Алабино уже почти два месяца. Что касается авиации и наземной техники, "генеральный прогон" прошел в Москве еще 5 и 7 мая.
Идущие по российской столице люди в эти дни останавливались и задирали голову вверх - над крышами домов, на высоте всего в несколько сотен метров, держа строй, проносилась "крылатая гордость" ВВС России.
Естественно, человек, который видел военную авиацию исключительно по телевизору, с трепетом рассматривал пролетающие над его головой тяжелые транспортники, стратегические бомбардировщики, ракетоносцы, штурмовики, истребители и боевые вертолеты.
Однако если разобрать, что именно носилось над Москвой два дня и будет носиться завтра во время парада, становится очевидным, что все это действо является не иначе как показухой, где используются образцы старой советской техники. Это летающие "потемкинские деревни" с запахом нафталина в составе шоу за миллионы россиян. Вертолеты
Ми-28 (Н) ("Ночной охотник") - противотанковый вертолет, созданный по схеме, копирующей американский вертолет "Апач", впервые я увидел еще на авиапараде в Тушино в 1990 году. Разработка вертолета началась с 1978 года. Первый полет - 1982 год. Около 20 лет эти вертолеты выполняли роль "праздничных жирафов", так как имелись всего в нескольких экземплярах - для демонстрации на авиашоу. Несмотря на то, что возраст этой машины уже около 30 лет, по разным подсчетам в российской армии их всего около 100 штук.
Ка-52 ("Аллигатор") - командирский вертолет для управления вертолетным звеном. Первый полет состоялся в 1997 году. Является модификацией вертолета Ка-50 ("Черная акула"), разработка которого была начала в 1976 году, а первый полет – в 1982 году (производство прекращено в 2009 году).
Ми-35 - изначально являлся экспортной модификацией, разработанной в 1999 году, на базе вертолета-ветерана Ми-24, разработка которого началась в 1968 году, а серийное производство в 1971 году. Значительная часть агрегатов на Ми-35 (Ми-24) - взяты с вертолета Ми-8. Сейчас этот вертолет, как его называют некоторые "облегченный Ми-24", Россия активно продает Азербайджану.
Ми-8 - многоцелевой вертолет, разработанный в начале 60-х годов. Первый полет прошел в 1961 году. Широко распространен во многих странах мира. В том числе и в Украине. Ми-26 - тяжелый транспортный вертолет, первый полет которого состоялся в 1977 году. К 2011 году выпущено 316 машин, около 40 экспортированы. "Ансат-У" - Легкий многоцелевой вертолет, разработанный в Татарстане в конце девяностых. Первый полет состоялся в 1999 году. Этот вертолет ранее я видел только на авиасалоне МАКС. Всего их собрано примерно 6 экземпляров - для обучения курсантов академии ВВС России.
Самолеты
Ту-160 - стратегический бомбардировщик, разработанный в 1970-х годах, копирующий американский аналог-бомбардировщик В-1. Первый полет состоялся в 1981 году. В 1987 году первые два самолета были переданы в полк в Прилуках, тогда еще в УССР. К 1991 году в Украине было 19 Ту-160, которые остались там после распада СССР. В 1998 году Украина приступила к утилизации этих самолетов. В 2000 году самолет включен в состав ВВС России. К 2007 году в ВВС России имелось 14 Ту-160.
Ту-95 - стратегический бомбардировщик, ставший символом Холодной войны. Разрабатывался еще по приказу Сталина в 1951 году для доставки ядерной бомбы в США. В 1952 году первый экземпляр был доставлен в подмосковный Жуковский для испытаний, где совершил первый полет. Серийное производство завершено в 1992 году. Было выпущено около 90 самолетов. Учитывая, что мировая авиация не так давно отметила свое 100-летие, почти 65-летний возраст этого самолета вызывает стойкое ощущение музейности данной машины.
Ту-22 М3 - ракетоносец-бомбардировщик. Разрабатывался для уничтожения американских авианосцев в 60-х годах на основе самолетов 50-х годов. Первый полет начальной модификации состоялся в 1969 году. Первый полет окончательной версии Ту-22 М3 состоялся в 1977 году.
Су-24 - фронтовой бомбардировщик, разработанный в начале 60-х, по аналогии с американским F-111. Первый полет состоялся в 1967 году. Принят на вооружение ВВС СССР в 1983 году. Производство прекращено в 1993 году. Ан-124-100 ("Руслан") - дальний тяжелый транспортник. Самолет украинского производства. Первый полет совершил в 1982 году в Киеве. В армию СССР поступил в 1987 году. В августе 2014 года Минпромторг России заявил, что в связи с политической ситуацией украинско-российская программа по модернизации Ан-124 больше на повестке дня не стоит. Всего во всем мире их около 90 экземпляров, больше половины - в России.
Ил-76 - тяжелый военный транспортник, разработки 60-х годов, совершивший первый полет в 1971 году. Первый полет последней модификации производства ташкентского завода состоялся в 1995 году.
Ил-78 - дозаправщик в воздухе, созданный на базе Ил-76 в 70-х годах. Первый полет состоялся в 1988 году. К концу 1991 года было построено 45 единиц.
А- 50 - самолет радиолокационного обнаружения. Создан на базе Ил-76 на ташкентском заводе, в серию пошел с 1989 года. В ВВС России их 18 единиц.
Су-25 - штурмовик, разработанный в начале 70-х. Первый полет - 1975 год. На вооружении ВВС СССР (России) с 1981 года.
Миг-29 - истребитель, созданный "с оглядкой" на американский F-15. Его разработка которого началась в 70-х годах. Первый полет состоялся в 1977 году. После развала СССР оказался на вооружении нескольких стран НАТО, включая Прибалтику и Германию.
Су-27 - истребитель-бомбардирвщик, разработанный в 70-х как ответ на американский F-15, первый полет состоялся в 1977 году.
Су-34 - фронтовой бомбардировщик, разработанный в результате модернизации Су-27 в 80-х годах. Первый полет состоялся в 1990 году.
МиГ-31 - истребитель-перехватчик, разработанный в начале 70-х на базе МиГ-25, разработанного в 50-х годах. Был принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году. МиГ-31 является дополненной версией МиГ-25, который в 1976 году советский летчик Виктор Беленко угнал в Японию, позже получив политическое убежище в США. Японские и американские ВВС вернули СССР самолет спустя несколько месяцев в разобранном состоянии после изучения. По "преданию", когда чекисты получили самолет, на его носу была надпись мелом: "Каменный век".
Нафталин То, что завтра будет пролетать над Красной площадью Москвы, в большей степени будет демонстрировать "мощь" советской авиаиндустрии времен Холодной войны, эдакий "летающий музей". Почему-то на параде не будет широко разрекламированного Т-50 пятого поколения, которых в России собрано всего два экземпляра. И почему-то никто не вспоминает МиГ МФИ, зимний променад по взлетной полосе которого показывали еще в начале 90-х и сборные модели которого до сих пор продаются в "Детском мире", но который после показа по ТВ так больше никто и не видел. Где эти летающие новинки? А летают ли они вообще, выпускаются ли они вообще, кроме 1-2 экземпляров для авиашоу, как тот самый Су-47 "Беркут", собранный в количестве 2-х штук в 90-х и демонстрируемый лишь иногда на авиашоу? Возраст самолетов, которые завтра будут летать над Москвой, в среднем - около 40 лет. Не упоминая Ту-95, разработанный еще при Сталине. При "отце народов" было принято показывать на парадах новинки авиастроения. Сейчас Россия показывает на парадах самолеты, некоторые из которых разрабатывались еще при том самом "отце".
Наземное "железо"
"Наземные" новинки, которые примут участие в параде, были представлены на днях на сайте Минобороны РФ.
Это, в частности, самоходный противотанковый ракетный комплекс "Корнет Д1" - разработка самой ракеты - 1988 год. На вооружении с 1998 года. Установлен на шасси бронеавтомобиль "Тигр", созданного в середине 90-х по подобию американского "Хаммера".
БТР "Курганец-25". Разработка начала 2000-х годов. На вооружении не состоит.
Самоходная установка "Коалиция-СВ", разработка 2006 года на базе самоходной установки МСТА-С (2 С-19), разработанной в 1976 году и принятой на вооружение в 1989 году. База от танка "Армата", все остальное - МСТА-С. Всего изготовлено 10 "Коалиций" для парада 9 мая 2015 года. На вооружении не состоит. БТР "Бумеранг" - разработка начала 2000-х годов, сделано несколько экземпляров для парада 9 мая. Рассматривается вопрос о возможном принятии на вооружение к 2019 году.
Средний танк "Армата" - разработка 2009 года, изготовлено несколько экземпляров для парада 9 мая.
БМП "Армата" - на базе танка "Армата". Фактически танк, с установленной автоматической 30-мм. пушкой. Сделано несколько экземпляров для парада. На вооружении не состоит.
Все эти "новинки" не состоят на вооружении и не прошли госприемку и испытания. Вопрос о доработках и принятии на вооружение может растягиваться на срок около 10 лет.
Вся остальная наземная техника, а ее на параде будет большинство, имеет значительный стаж и является разработкой советских времен с редкой модернизацией. Всего в параде примет участие 194 единицы техники. Из них те самые "новинки" составят около 60 машин. Тех, увидеть которые в ближайшие 10 лет можно будет только 9 мая в Москве. Все остальное, как например, БТР 80А - разработки советских лет. Кстати, БТР 80А - это версия БТР 80 с автоматической авиационной пушкой. Сам же БТР 80 - был создан в начале 80-х как модификация БТР 70, который был принят на вооружение СССР в 1971 году.
"Стоянка" у мавзолея В 1996 году я служил в 27-й бригаде ВДВ в Москве. В нашей части 2 месяца проходила репетиция "прохода по Красной площади" "коробки" десантников. Они даже по ночам ходили, приглушенно бурча под нос строевые песни. В то время как все мы ходили в застиранных и заштопанных старых камуфляжах, "парадники" были одеты с иголочки – в новую, единообразную форму с красивыми шевронами, аксельбантами и т.д. Мы такую форму не видели – ни до, ни после парада.
Мою командно-штабную машину (КШМ) для управления огнем самоходной артиллерии выбрали для проезда по Красной площади. Всего из бригады было выбрано несколько машин. На нашем дивизионе "висела" моя КШМ и одна самоходка из соседней батареи.
Эти машины для парада мы фактически заново собирали вручную. Снимали с других машин запчасти, которые были в лучшем состоянии, вылизывали всем дивизионом, красили два дня в новую камуфлированную окраску, хотя все наши машины и так были защитного зеленого цвета. Больше сотни военнослужащих занимались подготовкой одной моей машины. Для парада. И это при том, что моя КШМ считалась самой новой (всего лет 15 ей было) и самой лучшей.
Когда вчера на репетиции парада на Красной площади перед мавзолеем встало, как вкопанное, "новое танковое чудо" под названием "Армата", я понял, что даже по сравнению с "лихими 90-ми" дела в армии плохи.
Новый "секретный" танк. Гордость "встающей с колен России". Прямо перед мавзолеем. И не смог ее отбуксировать даже танковый тягач.
Диктор, орущий из громкоговорителей о славе российского оружия, быстро выкрутился - сказал, что сейчас зрителям покажут, как производится эвакуация нового танка. Эвакуировать, правда, так и не смогли. Танк остался стоять до конца репетиции парада. И это - новинка российской армии. Каждую единицу которых для парада отбирают, обслуживают и лелеют не хуже, чем космический корабль.
Психологическое оружие
Россия позиционирует себя как кандидат на звание главной мировой державы. Со всеми вытекающими - огромной и современной армией в том числе. Однако на деле во время демонстрации самой-самой великой военной мощи нам показывают либо самолеты из раздела "история развития советской авиации", либо новые танки, которые ломаются прямо перед самой-самой трибуной, где должен стоять самый-самый гавнокомандующий. Когда американский киноактер Рональд Рейган, впоследствии более известный, как 40-й президент США, пугал СССР программой "Звездных войн", спутниками, которые якобы будут сбивать лазером советские межконтинентальные ядерные ракеты на орбите, он блефовал, однако имел современную армию. Ту, которая могла противостоять "советам" во времена Холодной войны.
Миллиарды рублей, брошенные на противостояние со стороны СССР, лишь добили и без того шаткую советскую экономику. Далее кризис и, в конечном итоге – развал Советского Союза. Американская армия развивалась дальше. Российская же занялась подкрашиванием и прихорашиванием того, что осталось. "Потемкинские деревни" в небе и на земле – вот что завтра покажет Путин на Красной площади. А на самом деле военная мощь, которой Россия угрожает всему миру, колосс даже не на глиняных, а на старых восковых занафталиненных ногах.