Я этот фильм не поняла. Наверное, надо там жить, чтобы проникнуться. На мой взгляд фильм получился просто ни о чем.
В категориях формы и содержания: по форме фильм напоминает красивое, румяное, блестящее яблоко. Если эту форму раскусить, открывается содержание: здоровенный червяк внутри, пустота, гниющая яблочная мякоть. Это уловил
И "Географа" действительно, обильно хвалят и засыпают премиями. За форму. Отличная работа оператора и актеров.
И провал Велединского. Легковесность осмысления художественной реальности режиссером привела к тому, что он снял не то, что провозглашает. По словам Велединского главная идея фильма - "Географ" выбирает непротивление злу насилием. Во-первых, Толстой, призывая к непротивлению злу насилием, не призывал быть безучастным к злу. И одним из главных принципов толстовства было нравственное усовершенствование.
Во-вторых, в книге, по которой сделан фильм, есть эпизод, когда "Географ", увидев из окна, что его детей избивает шпана на улице, бросается их защищать. Его дети становились для него, наверное, самым важным в этом мире. Велединский все это выбросил, изменив идейный мир книжного первоисточника.
Поэтому его герой никуда не стремится и ничего не хочет. И не любит никого, на самом деле. Это полный ноль, самоустранившийся из жизни. Поэтому один из критиков назвал фильм неудачей еще на уровне режиссерского замысла - Не может в кино быть героем персонаж, который ничего не хочет, ни к чему не стремится и никого не любит. Ему просто некуда двигаться — ни в плюс, ни в минус.
Аналогии с "Полетами", "Доживем до понедельника" и "Отпуском в сентябре" не учитывают то, что Янковский в «Полетах во сне и наяву» — это человек, который летал во сне, который рвался к матери и никак не мог вырваться. Тихонов в "Доживем до понедельника" - усталый, эмоциолнально перегорающий человек, вдруг понявший, что ему для самосохранения необходим отпуск в середине учебного года, дело в школе небывалое. Даль в «Отпуске в сентябре» — человек, который рвался на утиную охоту, понимая, что его спасет единение с природой. Географ у Велединского никуда не стремится, в отличие от своего родоначальника из романа Иванова.
Не говоря уже о полном отсутствии намеков на чувства, размышления или переживания героев, могущих объяснить какое-то развитие их внутреннего мира, ничего этого фильм не дает.
Вместе с тем, фильм - некий этап развития отечественного кинематографа. Научились красиво снимать, что уже хорошо. Есть достижение на уровне формы художественного произведения.
Осталось поднять на иную высоту содержание и могут возникнуть шедевры. Я тут успел посмотреть "Оттепель", в котором опять же отметился сценарист В.Тодоровский. И снова пришла та же мысль - при неплохой игре актеров и ряде удачных сцен, сериал опять же отличает легковесность осмысления материала и знакомые уже по "Географу" готовность унизить человека у одних и готовность унизиться самим у других, хотя бы даже в самой первой сцене завтрака с девушкой на квартире оператора. Это уже стилистика новорусского кино, привнесенная в сериал о шестидесятых из той жизни, от которой другой артист, Серебряков, уехал жить подальше, в Канаду.
Чтобы ее увидеть на контрасте, достаточно посмотреть, например, "Еще раз про любовь" 1968 года с Дорониной и "Небо. Самолет. Девушка" 2002 года с Литвиновой. Очень поверхностно. Вот поэтому мне думается, "Бригада" Велединского не дотянула и никогда не дотянет по уровню до "Крестного отца", а "Географ" - до "Гамлета".
И все призы, которые собрал и,возможно, еще соберет "Географ" представляют собой отражение собственных хороших впечатлений зрителей от игры актеров, мастерства оператора и монтажера, сделавших фильм приятным для просмотра.