Курс марки
Коллекционирование марок снова становится одним из самых популярных и, что немаловажно, доходных хобби в мире. Среди прочих это недавно признал инвестиционный банк Salomon Brothers, который в своем ежегодном рейтинге наиболее выгодных инвестиционных инструментов поставил филателию на четвертое место с доходностью 10% в год. И это при том, что ценные бумаги заняли только пятую позицию. Почуяв всплеск интереса, почта Японии, к примеру, с первого сентября будет предоставлять своим клиентам новую услугу – выпуск персональных марок. На них будет изображена любая картинка, предложенная покупателем, в том числе и его фотография. А бывшие школьники со всего Союза смахивают пыль со своих старых филателистических альбомов, мечтая разбогатеть на детском увлечении. И их надежды вполне оправданны: советские марки на сегодняшний день пользуются в мире особым спросом.
Весь мир понял, что филателия это не только трогательное хобби для «ботаников», но и хороший инструмент для инвестиций. Марки, или, как говорят филателисты, знаки почтовой оплаты, быстро растут в цене, принося своим владельцам ощутимый доход. По словам исполнительного директора Союза филателистов России Виктора Синегубова, советские марки среднего уровня способны принести прибыль в 10–12% в год, а при правильно составленной коллекции – и все 25. Поэтому неудивительно, что во всем мире вокруг этого на первый взгляд незатейливого увлечения создана целая индустрия со своими дилерами, аукционами и выставками.
Россия тоже не желает отставать от общемировых тенденций, и вслед за десятилетним спадом в развитии этой отрасли сегодня налицо необычайный интерес к коллекционированию марок в нашей стране. Причем речь идет в первую очередь о так называемом коммерческом коллекционировании, где во главу угла ставится именно получение прибыли. По словам экспертов, в последнее время на филателистическом рынке место энтузиастов все чаще занимают прагматики, ведущие охоту за редкими экземплярами с целью последующей их перепродажи. Так, один московский филателист, попросивший не называть его имени, в частной беседе с «Новыми Известиями» признался, что распродал часть своей коллекции, доставшейся ему в наследство от дедушки, за 200 тыс. долларов. «Мне как владельцу такого внушительного собрания, – объясняет он, – вроде бы не пристало заниматься коммерцией, однако на этой сделке я заработал в пять раз больше первоначальной цены этих экземпляров. А это, согласитесь, серьезный соблазн».
Впрочем, в мировом масштабе такие сделки считаются мелочью, если учесть, что общий объем филателистического рынка оценивается примерно в 10 млрд. долларов. По данным аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, на долю России приходится пока только 80 млн. долларов. Но, по словам эксперта, у филателистического рынка нашей страны неплохие перспективы: в последние два года этот сегмент демонстрирует стабильный 15-процентный рост. Конечно, при таких темпах догнать, а тем более перегнать ведущие филателистические державы (такие как Франция, Великобритания или США) в ближайшем будущем нам вряд ли удастся, однако приблизиться к их показателям вполне реально. Но и это потребует серьезной работы. Для того чтобы «марочный» бизнес в нашей стране стал по-настоящему прибыльным, необходимо создать собственную индустрию – по аналогии с западной – и стать составной частью мирового сообщества филателистов.
Иногда в старом альбоме можно найти марку, которая стоит целое состояние.
Знать, где и что искать
Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются, однако вопрос как всегда упирается в деньги, а точнее, в их отсутствие. Впрочем, по словам сотрудника отдела филателии аукционного дома «Гелос» Николая Махонина, проблема также заключается в российском менталитете. «У нас не принято торговаться, – отмечает специалист. – Хотя в нашей стране проводились и проводятся аукционы, особой популярностью они никогда не пользовались. На Западе это совсем другое дело, там подобные мероприятия – часть культуры, их охотно посещают, соответственно, на этом можно хорошо заработать».
А пока отечественным филателистам для того, чтобы приобрести тот или иной ценный экспонат для своей коллекции, приходится отправляться на зарубежные аукционы. Крупнейшие из них, такие как Feldman, Hermes или Cherry Stone, не только находят и выставляют на торги наиболее ценные и редкие экземпляры, но и проводят детальную экспертизу каждой марки. Благодаря тому, что ко всем приобретениям прилагается заключение эксперта о подлинности, шансы нарваться на подделку минимальны.
Пополнить коллекцию можно и не выходя из дома. Для этого существуют профессиональные дилеры, которыми обычно становятся бывшие филателисты, хорошо знакомые с этим бизнесом и имеющие свой резервный фонд – как в виде капитала, так и в виде коллекций. В их обязанности, помимо поиска интересующего образца, входят проверка его подлинности, оформление необходимых документов купли-продажи и доставка покупки заказчику. За эту, прямо скажем, непростую работу профессионал берет от 5 до 15% от стоимости заказа. Неудивительно, что дилерам выгоднее работать с крупными клиентами, готовыми выложить за раз 10–15 тыс. долларов.
За «лимонкой» охотятся все филателисты мира.
Впрочем, если верить каталогам, ежегодно выпускаемым такими авторитетными филателистическими фирмами, как Stanley Gibbons, Yvert, Scott и Michel, у серьезных коллекционеров даже такие внушительные суммы считаются чуть ли не стартовыми, ведь стоимость коллекции раритетных марок может доходить до нескольких миллионов долларов. Собственно говоря, несмотря на то, что каталоги содержат сведения обо всех существующих марках, в первую очередь они помогают сориентироваться в ценах на образцы средней руки, ведь стоимость раритетов определяется преимущественно на аукционах. По мнению ряда экспертов, стоимость марок в каталогах несколько завышена. Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой цены в этих ежегодных прейскурантах представляют собой среднее арифметическое между запросами дилеров и возможностями клиентов.
Ошибка на миллион
Вообще же принципы формирования цены на каждую отдельную марку или целую серию индивидуальны и порой непредсказуемы. В этой связи хрестоматийным примером является история 15-копеечной марки из серии «Золотой стандарт», выпущенной в СССР в 1924–1925 годах. В среде филателистов этот ничем не примечательный на первый взгляд экземпляр любовно именуется «лимонкой». Ажиотаж вокруг этой марки объясняется тем, что в свое время эта серия практически полностью была использована на почтовые нужды, и филателисты не успели сделать «стратегический запас».
Помимо редких марок, особым спросом пользуются дефектные экземпляры. Случайная ошибка в надписи или искаженное изображение резко поднимают марку в цене, особенно если учесть, что бракованные тиражи обычно уничтожаются, а уцелевшие экземпляры тут же объявляются раритетом. Впрочем, хорошая коллекция – это вовсе не обязательно собрание редкостей. Во-первых, их не так-то просто найти, во-вторых, стоят такие экземпляры недешево. Поэтому многие коллекционеры-любители предпочитают собирать марки в соответствии со своими вкусами и возможностями. Однако общие принципы формирования коллекций все же существуют. В основном филателисты предпочитают собирать марки той или иной эпохи, выпущенные в собственной стране. К примеру, в России особым спросом пользуются дореволюционные образцы и марки русских земств. Вообще же существуют два подхода к формированию коллекций: хронологический, когда предметом поиска становятся марки выбранной исторической эпохи, и тематический, когда внимание коллекционера сосредоточивается на определенной теме, к примеру, спорт или животные.
Блеск и нищета филателистов
Для государства выпуск марок это не только вопрос престижа, но и существенный дополнительный заработок. В мире это понимают. Несколько лет назад только на одной серии марок с Элвисом Пресли почта США заработала 38 млн. долларов. Да и в СССР производство знаков почтовой оплаты приносило в казну ощутимый доход, в том числе за счет филателистов, союз которых считался одним из самых авторитетных в мире. При этом сложилась весьма парадоксальная ситуация: на фоне роста инвестиционной привлекательности вложений в знаки почтовой оплаты в современной России выпуск художественных марок сократился практически до нуля, а некогда влиятельная организация едва сводит концы с концами. У исполнительного директора Союза филателистов России Виктора Синегубова почти не остается времени на изучение каталогов – он озабочен только одним вопросом: где взять деньги, чтобы оплатить аренду офиса, который занимает его организация. «Раньше государство нам помогало, – сокрушается он, – а сейчас мы предоставлены сами себе».
Наша беседа происходила в просторном кабинете с обстановкой, сохранившейся еще с 50-х годов прошлого века: кажется, время здесь остановилось навсегда. На стенах развешаны портреты бывших председателей союза, в углу пылится видавшая виды печатная машинка, а из признаков современной цивилизации – только маленький триколор в подставке на столе да допотопный компьютер. Прогуливаясь по гулким коридорам, Виктор Васильевич вспоминает, что раньше здесь каждый день работало до шестидесяти человек: собирали картотеку, производили экспертизу, вели переписку с членами союза по всей стране. Теперь помещение в самом центре Москвы пустует, а чтобы ежегодно выплачивать арендную плату, филателисты постепенно пересдают невостребованные площади. Но в союзе надеются, что надвигающийся на Россию бум коллекционирования марок вернет их организации былой престиж и влиятельность.
САМЫЕ ДОРОГИЕ МАРКИ МИРА
«Маврикий». Марка была отпечатана на острове Маврикий в 1847 году. В процессе ее производства был допущен дефект, в результате чего вместо надписи Post Paid (оплаченная почтовая услуга) на марке появилась надпись Post Office (почтовое отделение). Сегодня в мире есть 28 экземпляров этого раритета. Один «Голубой Маврикий» находится в британской королевской коллекции. По оценкам экспертов, если бы королева Елизавета решила продать своего «Маврикия» на аукционе, его цена могла бы стартовать с отметки 15 млн. долларов.
«Святой Грааль». Голубая одноцентовая марка 1868 года с изображением президента США Франклина. В мире есть только две таких марки. Одна с 1920 года находится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Вторая – в частной коллекции. Последний владелец «выменял» эту марку на «Дженни», ранее приобретенную за 2 млн. 970 тыс. долларов.
«Дженни». Блок из четырех марок, выпущенный в 1918 году в США. В процессе их производства был допущен дефект, в результате чего изображение аэроплана «Кертис-Дженни» на марках оказалось перевернутым. Любопытно, что блок, стоивший при последней продаже почти 3 млн. долларов, предыдущий владелец купил в 1989 году за 1,1 миллиона долларов, в 1954 году они продавались за 18250 долларов, а сразу после выпуска стоили 24 цента.
«Желтая шведская марка». Марка 1855 года достоинством 3 скиллинга в отличие от аналогичных выкрашена не в зеленый, а в желтый цвет. В 1996 году была куплена на аукционе за 2,27 млн. долларов.
«Черный пенни». Первая в мире марка достоинством 1 пенни с изображением королевы Великобритании Виктории, выпущенная в 1840 году и отпечатанная черной краской. Марки были отпечатаны на листах (по 240 марок на каждом), но так и не были разрезаны. После обнаружения брака вся партия была уничтожена. Единственный уцелевший лист был приклеен к внутренней стене типографии. В настоящее время он хранится в британской королевской коллекции и не продается.
«Британская Гвиана». Красная одноцентовая марка 1856 года с обрезанными углами, имеющая вид восьмиугольника. Оценивается приблизительно в 1 млн. долларов.
newizv.ru