Фильмы уровня масскульта характеризует линейное мышление и режиссера и зрителя. Если в начале фильма появляется антигерой и начинает творить зло, то предсказуемо приходит герой и в итоге добро побеждает зло.
"Клинч" Пускепалиса получил приз за лучшую режиссёрскую работу на фестивале "Амурская осень" в 2015 г.
Что отличает режиссерскую работу в данном случае? Фильм имеет кольцевую композицию - после убийства Федорова и Виты бандитом и взлета ракеты с детской площадки фильм заканчивается повтором эпизода встречи Федорова и Виты. Федоров встает со скамейки, за ним опять идет Вита...
И тут уже зрителю приходится задуматься - что хотел сказать режисер?
Выражает ли здесь кольцевая композиция фильма идею, напрямую высказанную Блоком и также применившим в стихотворении кольцевую композицию -
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Хотел ли режиссер таким способом показать то, что Гегель называл "дурной бесконечностью" - движение по кругу, неограниченный процесс однообразных, однотипных изменений, не имеющих разрешения?
Судя по названию фильма такая интерпретация имеет законные основания.
Явно фантастический элемент полета ракеты также подразумевает, что реальных выходов из ситуации не просматривается. Можно предполагать невысказанное суждение авторов фильма - вы всегда будете так жить, если не начнете менять себя и свою жизнь. В дурной бесконечности.
Или есть иная интерпретация?
Фильм, побуждающий человека задуматься - уже не масскульт.
Критика поспешила увидеть в эпизоде с водкой прямо-таки "неистребимую черту русского интеллигента в художественном исполнении" и приписала сюда же географа Служкина и историка Мельникова. Между тем, у Пускепалиса словесник Федоров - человек на грани нервного срыва, которому водка понадобилась чтобы снять стресс. Историк Мельников, принявший дома рюмку - человек, понимающий, что он вот-вот эмоционально сгорит и потому просит директора об отпуске в середине учебного года - дело для школы небывалое. Географ Служкин - совсем иной пример затюканного безвольного человека, которого сам режиссер объявил маргиналом. К тому же Служкин не отличается ни любовью к своим ученикам, в отличие от Федорова и Мельникова, ни отношением к профессии. Если Служкин пьет неоднократно, пьет перед уроком, пьет при детях, то у Федорова и Мельникова показаны единичные случаи употребления, имеющие причину. Один бамбук - не аллея, один доллар не деньги, один случай - не повод для обобщений. Критик, написавший "Что теперь учитель пропил", сделал это безосновательно.
Рецензии, авторы которых понимают фильм как замес абсурда и реализма, не страдают доказательностью и также полны недоуменных вопросов.
А это главное - когда есть вопросы, есть над чем подумать и есть что обсуждать - фильм состоялся.
Отдельное спасибо - А. Серебрякову.