Однажды в Ростове
Посмотреть можно,но сериал не имеет ничего общего с бандой братьев Толстопятовых,кроме их фамилии.Это я вам как коренной ростовчанин говорю.
Если проверить факты, то становится понятнее, зачем создатели сериала от них отошли.Сериал начинается с истории расстрела рабочих в Новочеркасске 2 июня 1962 года. Банда Толстопятовых возникла в 1968 году. К тому времени все "зачинщики" бунта рабочих были расстреляны (начало 1965 г). Убила банда всего двоих, а в фильме намного больше. То есть никакой связи между чекистами и милицией по этому делу не было.
Организатору банды, Вячеславу Толстопятову, киношники придумали политические соображения борьбы с коммунистами - он, якобы, видел расстрел и проникся желанием бороться с КГБ и властью, начал писать листовки. На самом деле Толстопятов в это время сидел в тюрьме как фальшивомонетчик. Эта неправда нужна, чтобы показать трогательное единство КГБ и МВД в деле раскрытия и ликвидации банды. В реальности банду поймала милиция, а не КГБ. Но сценаристам понадобилось найти нечто "положительное" в работе КГБ и через Толстопятовых привязать КГБ к сюжету. В сериале милиционер чуть не упускает бандитов, но "старший брат" из КГБ майор Колесников все гениально просчитывает и приводит дело к успеху. Милиционер погибает, Колесников ловит банду Фантомасов и получает от председателя КГБ Семичастного награду, но подает в отставку. "Демократической общественности" киношники дают полюбоваться положительным героем С. Жигунова. Фраза гебешника Колесникова - "Я родину люблю.Я государство наше не люблю.Так не люблю,что даже не боюсь". расходится в Интернете, попадая в разряд "Народу нравится"! Успех деятелей искусства налицо. Мало кто задумывается, что в реале развод с
организацией, работающей по принципу - Вход рубль, выход - два, скорей всего происходил не так, но это же мелочи.
Отсюда просматривается основная идея телепроизведения - создать у зрителя "образ КГБ с человеческим лицом" и подарить мысль о неустанной дружеской совместной работе "силовых органов" по спасению трудящихся от криминального элемента.
Задумка накладывается на хорошее исполнение деталей того времени, что всегда интересно зрителю - какая там одежда, песни, марки автомашин (ГАЗ-69 у милиции), автобус ПАЗ, телефон-автомат на 2 копейки, хроника в кинотеатре именно того года и месяца. Проколы мелкие - знатоки подмечают как героиня говорит, что у соседа трофейный немецкий мотоцикл, а на деле советский К-750. Есть претензии по пустякам - дверные ручки не те, где-то окна не такие. Из проколов посерьезней отмечают план профессора с женой и стукача-комсомольца просить политической убежище в Финляндии - Финляндия по договоренности с СССР выдавала просителей. Как полагают, Финляндия таким образом покупала свою независимость, но Сергей Григорьянц пишет, что президент Финляндии Кекконен сотрудничал с КГБ.
Есть у знатоков претензии и к эпизоду с писателем-диссидентом, по фильму работающем дворником в высотке на Котельнической набережной. Он пишет антисоветский роман и передает его по частям американскому дипломату. Вот этого, как говорят, в 1962 году не могло быть. Да и дворники в этом доме были как минимум лейтенантами КГБ. А старший дворник и вообще майором.
Но на это вряд ли кто обратил внимание и в целом сериал зритель воспринял благосклонно.