Радары стали частью нашей жизни, и надо отдать им должное: они сократили число нарушений правил движения и, соответственно, аварий. Согласно статистике, 37% смертей на дорогах связаны с нарушением скорости. Все радары действуют открыто, водителей о них предупреждает дорожный знак. Они также помечены на особой карте, которую можно легко найти в интернете. Заметив дорожный знак, сообщающий о наличии радара, шоферы невольно сбрасывают скорость. Те, кто по невнимательности не замечают знака, вскоре получают по почте штраф. Радар действует, как обычный полицейский. Он фиксирует нарушение, делая при этом фотографию водителя и номерного знака машины. Фотография сопровождается исходными данными: где, когда и в какое время она сделана и посылается вместе со штрафом нарушителю. Дальше – все, как с обычным штрафом. Нарушитель в течение месяца должен признать или не признать се6я виновным и в случае признания вины оплатить штраф. Получить штраф за нарушение, зафиксированное радаром, лучше, чем штраф, выписанный живым полицейским. Штрафы от радаров не сопровождаются начислением штрафных баллов.
Казалось бы, при получении штрафа с фотографиями и точными данными нарушения отпираться бесполезно. Ан – нет. В мае 2014 года некая Мария Кармела Бове ехала по 15 дороге со скоростью в 141 км/час в зоне с ограничением скорости в 70 км/час. Вскоре она получила штраф на сумму в $1 160. С помощью адвоката она оспорила этот штраф в суде под предлогом того, что штраф не может быть оправдан, так как данные для него были получены исключительно со снимков неподвижно закрепленного радара. Судья квебекского суда Серж Симон в своем решении от 28 ноября прошлого года согласился с доводами адвоката и объявил существующую систему радаров на дорогах Квебека незаконной. Согласно определению судьи, полицейский лично не был свидетелем нарушения и не посетил место, где оно было совершено, чтобы проверить, правильно ли откалибрирован фоторадар и имелись ли на дорогах предупредительные знаки о радарах. Абсудрность требования судьи к полицейскому, выписывающему штраф, чтобы он посещал место нарушения, очевидна, но решение принято и вступило в силу. Поначалу правительство колебалось, будет ли оно подавать апелляцию. Как-никак, а на кону — $90 млн. долларов в виде штрафов, собранных за все время существования радаров. Тем не менее, в конце декабря представитель квебекской Генеральной прокуратуры Жан-Паскаль Буше объявил, что апелляции не будет. Это решение не могло не иметь последствий.
На днях пришла новость, что в суде было зарегистрировано прошение о коллективном иске к правительству от всех, заплативших штрафы за нарушения, зафиксированные радарами. Иск был подан от имени Кевина Ка-Фу Фанга, получившего в 2014 году штраф на сумму в $197 за то, что он ехал со скоростью в 101 км/час в зоне с ограничением скорости в 70 км/час. Штраф он заплатил, но теперь на основании решения судьи Сержа Симона требует его возмещения, плюс $100 за причиненный ущерб. Общее число участников коллективного иска к правительству может достичь 600 тыс.человек. Это не первое прошение о коллективном иске к правительству по поводу радаров. Инициативная группа в городе Квебеке пытается оспорить в суде конституционность радаров на улицах. В декабре прошлого года одна женщина инициировала собственный коллективной иск по поводу штрафа, полученного ей за превышение скорости в Мирабеле.