В книге С.Лободина «Как распознать способности ребенка» можно прочитать главу «Как поддержать в ребенке творческое начало», тоже очень познавательный материал.
1.Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.
2.Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стремление ребенка к творчеству.
3.Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о творческих попытках ребенка. Если часто повторять: «Хорошо, но могло быть лучше», ребенок вскоре сделает вывод, что все его старания напрасны, так как, сколько ни пытайся, все равно результат будет недостаточно хорош. Подобные слова возможны только для детей с невероятным стремлением к достижению цели, но не будем обольщаться, таких - единицы.
4.Будьте терпимы к «странным» идеям ребенка, сначала разберитесь в причинах проявления идеи, потом попытайтесь найти в ней «рациональное зерно». Даже если вы и не найдете его, все равно не объявляйте идею ребенка «бредом» или «чушью», постарайтесь ему объяснить, что ПОКА вы не догадались, как эту идею применить в жизни.
5.Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением показывайте, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы.
6.Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с вашей стороны может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уж о подростках, часто оказываются упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
7.Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого вам самим необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следите за своей речью, не допуская слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей создают у детей чувство защищенности.
8.Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.
9.Не бойтесь проявлять собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь «быть как все», не заглушайте в себе творческие порывы. Быть может, это будет связано с сочинением стихов или, скажем, разведением кроликов, игрой на скрипке, выращиванием редких цветов, рисованием натюрмортов или приготовлением изысканных блюд – главное, чтобы ваше творчество несло радость другим и было по-настоящему добрым. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жизни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.
10.Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
11.Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Для этого наряду с вопросами: «Как ты считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?» - чаще задавайте вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Какие чувства ты сейчас испытываешь?» Убеждайте ребенка: «Больше доверяй своей интуиции». Действительно, большое открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
12.Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло.
13.Учтите ребенка выделять главное; для этого в общении и обучении идите от общего к частному и снова возвращайтесь к общему:
ОБЩЕЕ – ЧАСТНОЕ – ОБЩЕЕ
ГЛАВНОЕ – ВТОРОСТЕПЕННОЕ – ГЛАВНОЕ
14.Постарайтесь объяснить и показать ребенку, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни.
15.Учите ребенка справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения.
16.Учите детей видеть хорошее и красивое в жизни.
17.Постарайтесь найти для ребенка подружку или друга приблизительно его способностей и интересов, чтобы он не чувствовал себя одиноким и непризнанным.
18.Постоянно говорите ребенку, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.
19.Сохраняйте в своей душе лучшие «детские» качества, а ребенку помогайте не растерять их.
Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? (В.Бианки)
• Широко раскрытые на мир глаза.
• Непосредственность.
• Горячую на все отзывчивость.
• Чистоту помыслов.
• Мечту.
• Доверчивость.
• Мироощущение поэта: жизнь – сказка.
• Восхищение первооткрывателя мира.
• Мира восторг беспредельный.
• Доброту ребячью.