Имя пользователя:

Пароль:


Список форумов ОЛИВЬЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕМ Kлуб потребителей Интернет, компьютеры, девайсы Просмотров: 2228

DSD - цифровая музыка с "аналоговым" звучанием


Дела ляктронные
  #1
Сообщение 21 Feb 2022, 09:07
Ursego Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 5 дней
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00

Винил у тебя в кармане

Изображение

DSD-плеер Sony NW-WM1A Walkman, о котором ещё пойдёт речь

Как вы думаете, можно ли записывать музыку с помощью цифры напрямую, т.е. минуя перевод, например, в 16-44 или 24-192 (и, соответственно, воспроизводить тоже напрямую, без всяких алгоритмов, пустив цифровой поток как есть на аналоговый низкочастотный фильтр и усилитель)? Наверно, вы подумали, что такое могло прийти в голову только сумасшедшему, ведь мы не услышим ничего кроме "тррр-тррр", как делали модемы на заре интернета. Но не спешите, не спешите...

Ведь в чём разница между нулём и единицей (не в математическом смысле, а в физическом, т.е. как она работает в микросхеме)? Только в вольтаже. Считываем с цифрового носителя единичку - подаём напряжение. Считываем нолик - не подаём. Это значит, что чем больше "напихаем" единичек на отрезок времени, тем больше энергии получим на выходе. Другими словами, при увеличении концентрации единиц относительно нолей звуковая волна идёт вверх, а при уменьшении - вниз. Ну что, идея уже не кажется такой бредовой? Я вам даже больше скажу: полностью повторить таким образом сигнал, сгенерированный тонармом винилового проигрывателя - дело более, чем лёгкое. На самом деле метод способен на намного большее, т.е. на такой уровень аналоговости, какой не снился самому хай-энднейшему проигрывателю, разрешающая способность которого ограничена просто из-за законов физики. Читаем дальше!


Нашёл в интернете интересную информацию про формат записи звука DSD (Direct Stream Digital, т.е. Прямой Цифровой Поток), он-же однобитная цифровая запись. Это совершенно невероятная штука, которая позволяет хранить и воспроизводить записи в цифровом виде, но при этом получать тёплый, "музыкальный" звук - абсолютно "аналоговое" звучание, как на виниловых пластинках.

При этом DSD даже имеет некоторые преимущества над винилом:

  • Нет щелчков и потрескиваний.
  • Большой динамический диапазон (разница между самым тихим и самым громким уровнем звучания) - 120 dB. Это самый большой ДД, воспринимаемый человеком. Он может достигаться на живых концертах и если вы стоите прямо возле взлетающего самолёта, но излишен для бытовой аудиотехники. А как дела обстоят у винила? Читаем в Википедии: "Виниловые пластинки с микроканавками обычно дают 55-65 дБ, хотя при первом воспроизведении более высокоточных внешних колец динамический диапазон может достигать 70 дБ". Для информации: студийная аналоговая мастер-лента имеет динамический диапазон 77 дБ (привет утверждающим, что винил стопроцентно передаёт мастер!), бытовая магнитная лента - от 40 дБ (компакт-кассета) до 62 дБ (бобина с наиболее совершенной феррокобальтовой лентой), компакт-диск - 96 дБ (удовлетворяет потребности полностью и даже излишне, вполне хватило бы 75-80), хай-рез 24/192 - 144 дБ (что совершенно бессмысленно, таких записей не может быть в принципе).
  • Нет износа носителя (который есть у винила и со временем приводит к уменьшению высоких частот и динамического диапазона).
  • Виниловый проигрыватель проблематично положить в карман и взять с собой на прогулку (или просто ходить по дому и слушать в наушниках - например, я нарезаю километры по своему жилищу, находясь в аудиофильском угаре :mrgreen: ).
Не будем забывать и про финансовый вопрос. Преимущества DSD тут очевидны:

  • На торрентах имеется большое к-во бесплатной музыки в DSD. А цены на винил кусачие!
  • Не нужны высококачественные (следовательно, дорогие) проигрыватель и фонокорректор - нужны лишь компьютер (который и так есть) и ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), он же DAC (digital to analog converter), цена которого просто смешна (можно уложиться в пару сотен баксов). Причём разница между разными ЦАП-ами намного меньше, чем между разными виниловыми проигрывателями и иглами, поэтому DSD-аудиофилы практически не подвержены болезни, когда они всё время недовольны звуком и постоянно меняют воспроизводящую технику в погоне за совершенством (правда, что касается усилителей и колонок, болезнь никуда не делась _<_23_>_ ).

ЗВУЧИТ ЛИ DSD НЕ ХУЖЕ ВИНИЛА?

Я их напрямую не сравнивал, у меня нет вертушки. Но почитал интернет. Большинство ставит оба формата на один уровень. Некоторые говорят, что DSD качественней ("однозначно бьёт все остальные форматы включая винил"). Один из крупных авторитетов в мире звука, создатель и владелец фирмы PS Audio, производящей хай-эндное оборудование, говорит: "DSD - лучший носитель записи на планете".

Встретилось мнение, что винил приближается к качеству DSD только только на первых треках каждой стороны пластинки, причём только при скорости 45 об/мин. Из этого видео:
Линейная скорость в начале пластинки примерно в три раза выше, чем в конце, у зоны автостопа. Это означает, что максимальная частота воспроизведения на разных её участках будет разной. Самая качественная запись будет в начале пластинки, а в конце её часто располагают менее ценные произведения.

Читаем здесь:
При мастеринге записи чем выше уровень и частота записи, тем больше кривизна канавок, которые создаются при изготовлении мастер-пластин. Кривизна обычно не представляет проблемы вблизи внешнего края 12-дюймовой пластинки при скорости 33 1/3, но по мере того, как канавка движется к центру, ее относительная скорость уменьшается, а кривизна увеличивается. Пластинка по-прежнему вращается со скоростью 33-1/3 об/мин, но один оборот занимает 1.8 секунды. Эти 1.8 секунды при диаметре 12 дюймов охватывают гораздо больше территории, чем при минимальном диаметре 4.75 дюйма. В результате происходит потеря высоких частот — увеличение искажений по мере того, как канавка приближается к центру. Лучшим подходом является вращение диска со скоростью 45 об/мин вместо 33-1/3. Это дает вам 35-процентное увеличение скорости канавки в любой точке диска, что является огромным преимуществом. Да, канавка по-прежнему замедляется по мере продвижения внутрь, но эффекты значительно уменьшаются. Единственная проблема заключается в том, что количество записанного времени теперь также уменьшено на 35%. Отсюда одно из преимуществ 12-дюймового формата записи, который вращается медленнее. Итак, 45-е меньше и вмещают меньше музыки, но звучат лучше! Помимо того, что они играют быстрее, они технически хранят "больше" музыки. Не в смысле большего количества песен или более продолжительного времени воспроизведения, а в смысле более точная копия звука.

Излишне говорить, что у DSD всех этих заморочек нет, любые песни в альбоме звучат одинаково превосходно, без потерь высокочастотных деталей и ДД.

Прочтите тему О тёплом звучании без иронии. Винил, лампа (сейчас или потом).

Многие виниловые пластинки создаются сегодня со студийных DSD мастер-файлов. Часть людей утверждает, что такие пластинки звучат лучше, чем эти же оригинальные файлы, изданные на SACD. Другие говорят, что на пластинке с её техническими ограничениями теряется "DSD magic", т.е. "волшебство DSD". А один аудиофил написал, что качество и окрас звука настолько зависят от тракта (даже смена картриджа или фоно-предусилителя на виниле или замена ЦАПа или использование различных электронных фильтров для DSD может радикально изменить звук), что непосредственная разница между DSD и винилом именно как форматами записи совершенно теряется в этом океане разнообразий: сама техника, воспроизводящая DSD и винил, окрашивает звук по-разному, причём даже для одного и того же носителя - так как при этом вообще можно сравнивать разные носители?

Короче, как бы то ни было, если винилового проигрывателя у вас нет и вы пока не готовы нырять в пучину покупок пластинок, то от DSD вас отделяет всего лишь ЦАП за пару сотен баксов, или даже телефонное приложение по цене 3-х чашек кофе (всё расскажу, не переживайте!). Поэтому, как минимум, тема интересная.

ЧТО ТАКОЕ PCM

Сначала пару слов про обычный, традиционный формат - такой, как 16/44.1 (компакт-диск) или 24/192 (файл высокого разрешения, он же хай-рез). Формальное название этого метода кодировки - PCM (Pulse Code Modulation, т.е. Импульсно-Кодовая Модуляция). Разумеется, вы знаете, что там аналоговая волна описывается с помощью точек, имеющих координаты, как в игре "Морской бой". Горизонтальная ось описывает время (например, 44100 измерений в секунду), а вертикальная - амплитуду, т.е. громкость (например, 65536 значений уровня сигнала при 16-битной кодировке). Требуются значительные алгоритмические ухищрения, чтобы описать звуковую волну с помощью координат, а затем реконструировать кривую, максимально близкую к оригинальной (полного совпадения не удастся достичь никогда).

Ursego написал(а) здесь:
Существует распространённое заблуждение, что цифра уступает аналогу из-за того, что производится недостаточно измерений ("сэмплов") в секунду, из-за чего мы получаем не плавную волну, а ступеньки. Но, как мы видим, это не так - частота, которую способен давать CD (уже не говоря о хай-резах), намного превышает разрешающую способность человеческого уха, какие уж там ступеньки... Но, тем не менее, мы не получаем "аналоговое" звучание - явно слышно, что это цифра.

Так почему же компакты и хай-резы звучат неестественно? Стопроцентной реконструкции исходного звука никак не получится потому, что природа этих форматов в принципе разная. PCM может играть очень чётко и красиво, с кристальной прозрачностью, с детализацией и сценой на высочайшем уровне, с динамическим диапазоном, от которого отваливается челюсть, но слушатель всё равно ощущает, что звук холодный, резкий, бездушный, "компьютерный".

ЧТО ТАКОЕ DSD

У DSD принцип передачи и хранения сигнала совсем другой - не в двухмерном виде, а в одномерном. Имеется только "временнАя" ось. А амплитуда волны определяется не "координатой по вертикали", а уровнем концентрации (т.е. соотношением друг к другу) единиц и нулей на определённом отрезке времени. Т.е. это поток, плотность единиц и нулей в котором постоянно меняется пропорционально амплитуде модулирующего аналогового сигнала. Исходная звуковая волна идёт вверх - к-во единиц в записи увеличивается, а нулей уменьшается. Волна источника звука "спадает" - происходит обратный процесс (к-во единиц уменьшается, а нулей увеличивается). Когда волна достигает среднего положения ("касается горизонтальной оси"), то к-во единиц и нулей сравнивается. Затем, когда кривая уходит вниз от оси, к-во нулей начинает превосходить к-во единиц:

Изображение

Читаем на audiomania.ru:

Если бы можно было увидеть цифровой поток формата DSD, нарисовать соответствующий аналоговый сигнал стало бы возможно, просто взглянув на распределение нулей и единиц. Чем больше нулей, тем меньше его величина; чем больше единиц, тем она больше. Если два значения встречаются примерно поровну, уровень сигнала близок к нулевому.

Послушаем что говорит инженер уважаемой фирмы PS Audio в этом видео:

Если вы думаете об этих импульсах как о единицах энергии, это вроде как имеет смысл: высокий сигнал - много энергии, низкий сигнал - мало энергии. Пропустив его через фильтр, вы получаете на выходе то, что было на входе. Если вы посмотрите на DSD на графике, он очень похож на аналоговую форму сигнала.

Как видим, для записи сигнала его не нужно переводить в принципиально другую систему представления, а затем с переменным успехом пытаться реконструировать из неё оригинальную звуковую волну. При воспроизведении DSD поток битов напрямую даёт указания железу. Вот так просто! Эта простота и приводит к реконструированной волне, полностью совпадающий с оригинальным звуком, что даёт то самое "аналоговое" звучание. В термине Direct Stream Digital (Прямой Цифровой Поток) самое важное и ключевое слово - "Direct" ("Прямой")!

Из интернета:

Для компаний, которые изобрели компакт-диск, - корпораций "Philips" и "Sony" - стало очевидным, что дальнейшее простое увеличение разрядности преобразователей хотя и дает улучшение качества, однако не спасает от некоторых изначально свойственных цифровым устройствам недостатков. Эти же компании предложили принципиально новую технологию аналого-цифрового преобразователя - DSD (Direct Stream Digital) [это неверно, технология была описана ещё в 1954 году - Ursego]. Главным преимуществом нового формата является отсутствие интерполяции сигнала, а значит и связанных с этим ошибок преобразования. В отличие от технологии PCM (Pulse Code Modulation) каждая выборка сигнала кодируется не 16 битами (20, 24 битами), а 1 битом, но частота выборок составляет 2,8224 МГц. Если 16-разрядному PCM-коду весьма затруднительно "на глаз" сделать какие-либо заключения о записанном сигнале, то по 1-разрядному DSD-коду, как по аналоговой глубине бороздки на виниловом диске, можно вполне его увидеть. В каком-то смысле эта в корне новая технология аналого-цифрового преобразования возвращает нас на более высоком (естественно в диалектическом смысле) уровне к тем самым старым, добрым виниловым пластинкам.

Изображение

Источник

Кстати, любопытный, хоть и абсолютно бесполезный факт: по своему устройству аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование DSD гораздо проще, чем оное у PCM. Т.е. железо (АЦП и ЦАП) для DSD примитивней, чем для PCM. Это видно даже на очень поверхностной схеме. В ЦАПе сигнал DSD подаётся буквально прямо на аналоговый низкочастотный фильтр:

Изображение

...это кратчайший возможный путь от студии звукозаписи или концертного зала до Вашего уха. Обычный процесс звукозаписи состоит из нескольких этапов, на каждом из которых музыкальный сигнал проходит через фильтры для приведения его к виду, пригодному для записи в формате CD. Фильтрация всегда привносит шумы и ошибки. Проигрыватель CD добавляет свою долю шумов и ошибок, когда фильтр передискретизации выполняет обратное преобразование сигнала перед воспроизведением. Технология DSD исключает эти фильтры, записывая исходный одноразрядный студийный сигнал прямо на диск Super Audio CD [физический носитель записи DSD - Ursego]. Частота дискретизации 2,8224 МГц гарантирует невероятную точность записи без той гранулированной структуры, которая присутствует даже в самых лучших записях на CD, и без неизбежного шипения аналоговых оригиналов. Сочетание всех этих факторов позволило получить частотную характеристику от 0 до 100 кГц и динамическую характеристику 120 дБ в диапазоне слышимых частот для записей такой глубины, четкости и чистоты, какие считались недостижимыми ни в одном из форматов записи.

Источник

Кстати, теперь вы понимаете, почему этот формат называют однобитным - для описания минимально возможного отрезка дискретизации нужен всего один бит, а не 16 или 24. Но вот частота этой самой дискретизации у DSD - совсем другого порядка: речь идёт не о десятках или сотнях тысяч "сэмплов" в секунду, а о миллионах. Это 2.8 MHz для DSD64, 5.6 MHz для DSD128 и т.д.

Принципы двух описанных подходов хорошо видны на иллюстрации:

Изображение

Строго говоря, однобитный принцип, как противоположность PCM, называется PDM (Pulse Density Modulation, т.е. Модуляция Плотности Импульсов), но в интернете и "в быту" используется только аббревиатура DSD. Не ищите на торрентах "Queen PDM" - не найдёте! Короче, забудьте про PDM :mrgreen: .

Как я уже писал, формат DSD используется для SACD (Super Audio CD), поэтому если хотите сгрузить с торрентов файлы DSD, то вбивайте в поиск "SACD" (если не удалось найти желаемую музыку по "DSD"). Излишне говорить, что SACD в виде отдельного компонента хай-фай системы - это очень круто _<_10_>_ .

ТАК ЭТО АНАЛОГОВАЯ ЗАПИСЬ, ИЛИ "ПОЧТИ КАК АНАЛОГОВАЯ"?

В 1877 году Томас Эдисон представил своё изобретение - фонограф, первое в мире устройство для воспроизведения записанного звука. Во время записи игла, движимая звуковой волной, нацарапывала на крутящемся цилиндре бороздку, пропорциональную давлению воздуха. Эдисон назвал эту запись аналогичной звуку, производимому его ртом, отсюда и пошёл в мир термин "analog" (YouTube). Со временем значение этого понятия поменялось, и появилось следующее определение: "Аналоговый сигнал — сигнал данных, у которого каждый из представленных параметров описывается функцией времени и непрерывным множеством возможных значений". Согласно этому определению, формально DSD - формат не аналоговый, а дискретный (всё-таки цифра). Но давайте учтём, что реконструированная волна совпадает с оригинальной: хоть нули и единицы и управляют электричеством, само это изменение происходит плавно, а не рывками-ступеньками. Причём миллионы раз в секунду, что с точки зрения реальных возможностей слуха можно считать абсолютно непрерывным потоком, так что реконструированный звук абсолютно аналогичен оригинальному источнику (как их обоих способно воспринять человеческое ухо).

На практике DSD является аналоговой формой записи на все 100%. "Сгустки энергии", сгенерированные из изменений вольтажа нулей и единиц, не более "дискретны", чем "сгустки энергии", сгенерированные в индукционной катушке тонарма или головке магнитофона. На самом деле поток энергии от DSD даже более аналоговый т.к. разрешающая способность тонармов и головок намного хуже чем у DSD64 (уже не говоря о DSD128 и т.д.). Если вы не считаете DSD аналоговым форматом, то тем более не должны считать таковым винил и магнитофон, где в силу технических ограничений речь вовсе не идёт о "непрерывном множестве возможных значений", как хотелось бы в теории. Разрешающая способность винила в лучшем случае (внешняя дорожка, незаезженная пластинка, игла и тонарм высокого класса) дотягивает до CD, а в худшем - находится на уровне MP3. Хороша аналоговая запись, ничего не скажешь!

Читаем здесь:

...эти две технологии ("винил" и SACD) настолько схожи, что просто поразительно, как раньше производителям не могла придти подобная идея в голову. 1-битное чтение информации с цифровой дорожки компакт-диска по технологии DSD, напоминает то, как головка звукоснимателя читает данные с виниловой бороздки. Причем в виниле форма бороздки пропорциональна форме реальной звуковой волны. В варианте с цифровой дорожкой DSD эта пропорциональность сохраняется только с лучшими параметрами качества, поскольку мы имеем дело с цифровым трактом.

Посмотрите это видео от от уже упоминавшегося создателя фирмы PS Audio. Он говорит, что слушал попеременно сигнал напрямую от микрофона (т.е. сигнал, не подвергавшийся никакой цифровой обработке и записи), и запись DSD, и не услышал абсолютно никакую потерю сигнала. В другом видео он сформулировал эту же мысль так: "DSD звучит как живой звук, а PCM - как записанный".

Очень жаль, что индустрия массовой цифровой записи изначально пошла по неверному пути, хотя верный был изначально известен (как я уже говорил, принцип, используемый в DSD, был описан ещё в 1954 году). И хотя в 90-е годы DSD-формат уже использовался для архивации старых аналоговых мастер-лент (пока они не посыпались), прошло много лет, пока DSD не начал хоть как-то "шагать в массы", да и сегодня этот процесс продвигается еле-еле. Думаю, это потому, что народ просто не знает что это такое - ну, очередной цифровой формат, сколько их было и ещё будет, этих аббревиатур... А жаль! Конечно, когда в 80-е годы началось распространение компакт-дисков, ни о каком ширпотребном DSD речь не могла идти т.к. на болванку CD влезало слишком мало информации. Но когда появились оптические диски большего объёма (DVD), нужно было активно, изо всех сил популяризировать DSD. Внедрение SACD было слишком вялым, разъяснительная компания полностью отсутствовала, а формат DVD-A (24/48 на носителе, на который влез бы целый альбом в DSD) - это вообще преступление! Если бы тогда всё было сделано правильно, то мир аудиофилии был бы в наше время совсем другим. Думаю, виниловые пластинки давно бы вымерли, а не переживали бы сейчас некое подобие ренессанса.

ПРАКТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ DSD И PCM

Провёл много времени сравнивая DSD и PCM. Сначала использовал тот же альбом, который у меня есть и в DSD, и в 24/192, но это показалось некорректным, ведь сами оригинальные записи могли отличаться (безо всякой связи с форматом файла). Поэтому быстро перешёл к более честному способу - использовал один и тот же файл DSD, слушая его то как Native, то конвертированным в PCM. Дело в том, что если на SONY Walkman отключить режим "Direct", то девайс превращает в DSD в PCM для последующей обработки (DSD сам по себе обрабатывать невозможно, если не считать дорогущего оборудования на избранных студиях звукозаписи - но уж не карманным девайсом точно). "Улучшаек" на Соньке несколько, но я их все отключил - меня интересовал "голый" сигнал PCM, т.е. не подвергнутый никакой обработке. Короче, я провёл много времени просто отключая и заново включая режим "Direct" со множеством песен из разных альбомов.

Я также использовал материалы этого видео. Мужик оцифровал одни и те же виниловые пластинки в DSD и PCM используя то же самое оборудование, и выложил файлы для скачивания (ссылка - под видео, "DSD vs PCM Test files download").

Вывод: DSD звучит более мягко и тепло. Более душевно и расслабляюще, я бы сказал (уж простите за терминологию винило- и лампо-дрочеров, но это действительно так - факт!). Звучание же PCM - более резкое, холодное и напряжённое. Можно сказать "более яркое и аналитически детальное" (ещё недавно для меня это звучало как комплимент качеству, но сейчас я сильно изменился). Однажды подумалось - "металлическое". На некоторых композициях даже кажется, что PCM будто режет мозг острым ножом. Разница особенно ощутима на акустической гитаре с металлическими струнами - на DSD это оргазм (повторю эти два слова - звучит "мягко и тепло")! Да и электрогитара звучит сладко и нежно даже там, где раньше звучала слишком резко. В DSD верхи не бывают неприятно пронзительными, и никогда не переходят в цыканье (что порой случается в PCM). Басы в DSD бывают очень аккуратными, бархатным и как бы обволакивающими тебя со всех сторон, но при этом они неназойливы и ни в коем случае не забивают другие частоты.

Вот что пишет один любитель музыки про DSD: "Он очень тёплый, с широкой сценой и динамичный. Вы можете увеличить громкость до очень высокого уровня, и он сохраняет всё, это невероятно чётко. Звучит так, как будто вы в студии с группой."

Но больше всего бросается в глаза уши разница в вокале. Наверное потому, что любые музыкальные инструменты искусственны и не встречаются в природе. Что так их слушай, что этак - любой вариант мог бы оказаться правдивым. А фальшь в голосе сразу слышна - в сознании имеется чёткий эталон правильности. Голос в DSD звучит естественно, будто перед тобой поёт живой человек, а в PCM - немного гнусавенько, как бы со срезанными частотами.

Я также определил (наматывая километры с плеером по собственной спальне), что от длительной прослушки PCM немного устаёшь, DSD-же можно слушать вечно (пока не устали ноги, но не уши). Вот что я нашёл на одном форуме (под "цифрой" автор имеет в виду PCM, а вместо "аналоговых источников" мы можем подставить DSD):

Основной причиной проблем у цифры считаю нарушение восстановления исходного сложного спектра инструмента (любого, включая в первую очередь голос, потому что голоса мы слышим в обычной жизни чаще всего и всегда есть отправная точка), как амплитудно-частотных, так и фазово-временных его характеристик. Думаю, что второе важнее и, как мне кажется, что у аналоговых источников с этим намного меньше проблем. Поэтому мозг менее устаёт при работе распознавания того, что он собственно услышал.

Также обнаружил интересный эффект: в DSD с удовольствием слушаю некоторые песни из альбомов любимых групп, которые мне, в общем-то, не нравятся, чего с PCM никогда не наблюдалось. Иногда ловил себя на мысли, что только сейчас понял, что музыканты хотели "сказать", и изменил взгляд на эти песни.

Ни в коем случае не утверждаю, что между DSD и PCM бездонная пропасть. Не устану повторять, что критически важным является качество исходной записи, а не цифровой формат. Когда слушаю хорошо записанные, не подвергшиеся компрессии песни в 16/44, то получаю удовольствие по полной программе, и вовсе не думаю о том, что на DSD звук был бы ещё лучше (но, правда, мой плеер "утепляет" звук, что "уменьшает дистанцию" между PCM и DSD). Кстати, не советую слушать PCM сразу после DSD - это "обнажает истину". Разница всё-же есть.

Иметь аудиотехнику с тёплым звуком не менее важно, чем заморачиваться с DSD (если не более). Если у вас хай-файная аппаратура с обычным CD-плеером, то поинтересуйтесь ламповыми усилителями (или пред-усилителями). А если думаете купить карманный плеер, то изучите этот вопрос в интернете (об этом ещё пойдёт речь ниже).

  #2     DSD - цифровая музыка с "аналоговым" звучанием
Сообщение 28 Jan 2023, 19:41
Ursego Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 5 дней
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00

КАК СЛУШАТЬ

Чтобы слушать файлы DSD с компьютера, вам потребуется купить ЦАП. Эта полезная коробочка принимает цифровой сигнал от компьютера, превращает его в аналог и подаёт на вход усилителя. Выбирая ЦАП, важно убедиться, что он работает с DSD Native!

И ещё важно, чтобы ЦАП подключался к компу не через обычный USB, а через USB3. Как правило, у него внутренняя пластиковая штучка синего цвета. Если девайс, на который подаётся звук, требует установки драйвера, обязательно это сделайте (иначе USB-порт может использоваться как обычный USB, у которого малюсенькая пропускная способность, нам же надо выжать по максимуму). Если вы используете USB-разветвитель (он же USB-хаб), то убедитесь, что он - тоже USB3 (если покупаете новый в интернете, проверяйте спецификации).

В настройках Виндовс убедитесь, что на выход подаётся сырой, необработанный сигнал DSD как есть. Если Виндовс хоть как-то его обрабатывает (например, доступна регулировка громкости), то перед обработкой происходит конвертация DSD в PCM, чего никак нельзя допустить. Также убедитесь, что прогрмма-плеер умеет "отдавать" сырой DSD (используйте, например, Foobar и JRiver), и проверьте в настройках программы, что именно так и происходит. При этом никакие эффекты (эквалайзер, глубина баса, расширение стерео-базы и т.д.) не будут доступны - абсолютно ничего, кроме PLAY, PAUSE и STOP.

Другой вариант - купить отдельный плеер, который умеет воспроизводить DSD Native. Я, после долгого исследования темы, приобрёл DAP (digital audio player) от SONY, модель NW-WM1A. Несмотря на то, что его назначение - лежать в кармане, он может служить и компонентом серьёзной хай-файной системы (усилитель даже можно подключить через balanced кабель - у плеера есть balanced выход 4.4 мм, это не игрушка!). Кстати, NW-WM1A может использоваться также и в качестве внешнего ЦАПа, т.е. вы можете слушать через него файлы с компьютера на аналоговых колонках (электрифицированных или через усилитель).

Важно! На плеере должен быть режим "Direct", при котором поток битов подаётся на ЦАП напрямую, минуя любую обработку (всякие там эквалайзеры, апсемплеры и прочие улучшайки). При выборе модели будьте очень внимательны! Тщательно изучайте описания - увы, очень многие плееры, даже дорогие от именитых брендов, которые "типа умеют" играть DSD, преобразовывают его в PCM. Разумеется, есть и серьёзные стационарные сетевые стримеры, способные работать с DSD Native.

ТЕЛЕФОНА-ТЕЛЕФОНА, ЧУКЧА DSD ХОЧЕТ!

Наверное, у многих возник вопрос можно ли слушать DSD на телефоне. Можно, но при соблюдении трёх условий:

  1. Телефон должен иметь ЦАП, способный переводить в аналог DSD Native. Обычно такой ЦАП стоит на телефонах Sony, LG и Samsung, но обязательно проверяйте свою конкретную модель гуглением. Этот топик вам в помощь. Если вы выяснили, что ваш телефон не играет DSD, то ещё не всё потеряно - купите внешний ЦАП (наподобие Hidizs S9 Pro, TOPPING NX4 и iFi). Тем более что эти ЦАПы ещё и усиливают звук, что может оказаться нелишним при использовании пассивных наушников. Такое решение даст более качественный звук, чем покупка отельного плеера за ту же цену. Причём качество телефона не имеет никакого значения - он будет использоваться просто как хранилище файлов (главное - чтобы был выход мини-USB).

  2. Нужно использовать приложение-плеер, которое обходит андроидовскую цифровую обработку звука. Дело в том, что Андроид даун-семплит любое аудио до 16/48 - хоть 24/192 слушай, хоть DSD. Лишь очень немногие приложения обходят это безобразие десятой дорогой, производя всю обработку сырого файла внутри себя. Одна из таких программ - USB Audio Player PRO. Она стОит несколько тугриков, но этих денег ох как не жалко! Её имеет смысл сгрузить даже если вы не собираетесь иметь дело с DSD - так вы сможете слушать обычные хай-резы "по-настоящему". Звук на телефоне и так не самый лучший из-за железа, так не позволяйте Андроиду испортить его ещё больше!

  3. Слушайте через аналоговые наушники, подключенные через аудио-кабель - никаких USB или, ни к ночи будь сказано, блютусов! После того, как внутренний ЦАП телефона преобразовал DSD в аналог, сигнал должен оставаться аналоговым на всём своём протяжении - никакой цифровой обработки (только, опционально, аналоговый усилитель "по дороге" к динамикам наушников). Если подключить наушники через USB или блютус, то будет использоваться внутренний PCM-ный ЦАП наушников - в этом случае забудьте про DSD. Если не готовы раскошелиться на высококлассные аудиофильские "уши", купите относительно дешёвые Sennheiser Momentum 3, это совершенно уникальная модель: если их подключить с помощью аудио-кабеля, то цифровая обработка обходится стороной, и вы получаете полностью аналоговый тракт, причём с внутренним усилителем (так, что мощность аудио-выхода телефона вас не волнует) и отличным шумодавом (что позволяет слушать музыку тише, т.е. меньше гробить уши). Качество у этих Зеннов совершенно потрясающее, причём даже без идиотской присказки "для своей ценовой категории"! Разумеется, совет номер 3 касается не только телефонов, но и специализированных плееров, у которых имеются блютус и USB-выход.
Кстати, если вы собираетесь менять свой телефон, а купить хороший плеер жаба давит, то рассмотрите девайсы от Sony из серии XPERIA, особенно XPERIA 1 III. Говорят, он заточен под аудиофилов и играет получше иных спец-девайсов. Я рассматривал такую возможность - это те же деньги, плюс будет новый телефон. Но предпочитаю отдельный плеер. Фетишист, наверное. :mrgreen:

Я сравнивал звучание одних и тех же альбомов на телефоне (Samsung Note 8) и на почти-хай-эндном плеере со специализированными музыкальными чипами и громадными аудиофильскими конденсаторами (Sony NW-WM1A). На телефоне звук более холодный, PCM звучит довольно пронзительно, "остро" - победа плеера очевидна. А вот ди-эс-дишки, которые играл USB Audio Player PRO, звучали прекрасно - да, на телефоне звук более холодный, а некоторые области музыкальной картины неприятно "провалены", но кайфовать очень даже можно (особенно если никогда не слышал как звучит аудиофильский плеер)! Не представляю как я слушал музыку все эти годы (PCM, да ещё в холодном окрасе)! Получается, что я совсем не понимал что такое качество звука. Мне казалось, что качество - это задрать верха и низа, чтобы хоть как-то можно было слушать компрессированные CD. Возможно, это было вызвано тем, что когда-то приходилось слушать музыку на паршивой технике, которая не давала басов и звонкости, и теперь душа радовалась и просила ещё. Но что такое качество (и теплота) звука я понял только сейчас - после того, как в моей жизни появились DSD и хороший плеер с тёплым звучанием. Прямо как в том анекдоте:

Старый еврей возвращается домой расстроенный и говорит жене:
— Ты знаешь, Сара, я только что был у врача, так вот, то что мы 30 лет принимали за оргазм, оказывается всего лишь приступ астмы.

АКТИВНЫЕ КОЛОНКИ

Обратите внимание, что никакие активные колонки не умеют играть DSD (если я ошибаюсь, буду рад, если меня поправят). Я использую колонки AirPulse A100, описанные здесь. В спецификации написано, что они умеют принимать поток DSD. Но это ложь - на самом деле драйвер колонок подаёт на выход компьютера сигнал, преобразованный в PCM, и громкость на компьютере прекрасно работает. Но даже если преобразовать поток DSD в аналоговый внешним ЦАП-ом и подать его на аналоговый вход активных колонок, звук всё равно будет преобразован внутри колонки в цифру, и уж, конечно, это будет голимый PCM, хоть и хай-рез (конкретно в AirPulse A100 - 24/192). Если вы заинтересованы в настольных колонках и вам некуда поставить внешний усилитель, то вам нужны колонки с внутренним аналоговым усилителем - это очень редкий зверь (например, на Амазоне продаются колонки фирмы Audioengine). Строго говоря, такие колонки называются не active ("активные"), а powered ("электрифицированные"), хотя эта терминология не всегда соблюдается.

Если бы я знал всё это раньше, то вместо активных колонок купил бы усилитель с пассивными колонками, т.е. традиционный хай-файный тракт.

ГДЕ БРАТЬ DSD

Музыка в DSD продаётся в интернете (гуглим buy dsd online), но выбор там никакой, а цены кусачие. Также можно покупать DSD на физических дисках (SACD), но выбор тоже не космических масштабов. Ограниченный выбор фирменных записей диктуется самой природой DSD - много старой музыки в этом формате просто не существует, да и сегодня большинство музыкантов продолжает записываться "по-старинке", в PCM. Это в том числе и потому, что так звукорежиссёры могут творить с музыкой что угодно, сводить и мАстерить как им вздумается. А DSD записывается так: музыканты в студии играют и поют в два микрофона, сигнал от которых подаётся прямиком на АЦП (через аналоговый усилитель, конечно), а АЦП выдаёт тот самый поток DSD, который вы затем слушаете. Вот тебе, мать, и весь ремастеринг. Кстати, огромное число аудиофильских альбомов - unplugged, ведь DSD словно создан для акустических инструментов. И акустике помещения уделяется громаднейшее значение, ведь на DSD слышны все нюансы, а огрехи не исправить ползунками на пульте (один из сгруженных альбомов записывали в подвале средневекового замка в Италии). Конечно, есть фирменные DSD, снятые с мастер-лент и винила, но, как бы поаккуратней выразиться, хотелось бы, чтобы их было больше. Уже появилась очень сложная аппаратура, позволяющая звукорежиссёрам редактировать DSD, но это скорей исключение из царящего сегодня правила.

К счастью, имеются торрент-ресурсы, на которых можно сгрузить немало музыки. Лично я крепко подсел на форум rutracker.org. DSD, которые там выкладываются, можно разделить на 3 категории:

  • Файлы, купленные в интернет-магазинах. Таких относительно немного. Это практически гарантированно DSD Native (в противном случае магазины продают PCM-ные хай-резы).
  • Рипы с дисков SACD. Их побольше. Тоже почти всегда DSD Native, но есть вероятность лажи (если на SACD записана музыка, "побывавшая" в PCM). Кстати, проблема, при которой за "аналог" выдаётся звук, первоначально записанный в PCM, существует сегодня и в виниле. Порой это даже не скрывается когда речь идёт о музыке, записанной в студии в наши дни. Но, к счастью, и на DSD, и на виниле качество всё-же отменнейшее т.к это ремастеринг, сделанный под эти носители (рассчитанные на аудиофилов), т.е. без компрессии.
  • Оцифровки собственных виниловых дисков (такие темы на форуме отмечены как LP). Самая многочисленная категория. Если первые две категории почти гарантируют высокое качество записи, то здесь - всяко бывает: в одних случаях пионэры оцифровывают с помощью вертушки "Электроника" и компьютерной программы, а в других - серьёзные дяди используют хай-эндные проигрыватели и спец-оборудование для перевода винила в DSD (многие форумчане используют этот Korg).Разумеется, такие DSD "наследуют" все проблемы винила, описанные в начале этого поста (потрескивание, меньший динамический диапазон, потери верхних частот на внутренних треках), а также прекрасно воспроизводят шипение лоу-эндной аппаратуры. Но всё равно огромное спасибо форумчанам!

ПОПОЛНИЛ РЯДЫ ИЗВРАЩЕНЦЕВ

Сгрузил с торрентов немало аудиофильской музыки (например, ищите по "audiophile dsd" и "audiophile sacd"). Если перевести на нормальный человеческий язык, то это записи, где качеству звука придаётся большое значение. А в этом видео было дано совсем нескромное определение: "максимально возможное качество звука". То есть альбомы, которые хочется слушать чисто ради качества - я бы их в жизни не слушал с посредственным качеством как какой-то там меломан. Извращение ли это? Не знаю, может быть. Педофилия, некрофилия, аудиофилия... Но важен результат. А это - реально ощущаемый кайф. Что означает прямое положительное влияние на настроение и, следовательно, здоровье (тратят же люди деньги на антидепрессанты!). Вполне можно считать плеер медицинским прибором. Который, кстати, улучшает не только психическое, но и физическое здоровье - после покупки аудиоплеера количество дней, когда я пересекаю отметку в 10 тысяч шагов, заметно увеличилось (а сейчас зима - без плеера я наматывал шаги в основном между компьютером и туалетом).

На самом деле я не настоящий аудиофил - в принципе, мог бы и дальше спокойно слушать на телефоне. Просто конкретно в данный момент времени совершил небольшой закос в аудиофилию т.к. познакомился с форматом DSD и купил хороший плеер. На сгруженных аудиофильских записях прежде всего ищу музыку, которая мне понравится, а слушать говно ради запредельного качества - нет уж, увольте. Некоторые сгруженные альбомы удалил без сожаления несмотря на DSD высочайшего качества.

На самом деле нет ничего хорошего в существовании понятия "аудиофилия". Печально, что этому приходится уделять особое внимание, а многое из любимой нами музыки, мягко говоря, не является шедевром звукорежиссёрского искусства. Хотя существуют студии звукозаписи, которые разбивают лоб в кровь, молясь богу хорошего качества. Одна из них - немецкая Stockfisch. Дарю бесценную ссылку - поиск на РуТрекере по "Stockfisch SACD" (прежде, чем скачивать альбом, убедитесь, что он действительно в SACD, ведь он может быть преобразованным в PCM из SACD). Я скачал все стокфишевские SACD, займёт много времени разобрать все эти завалы музыки. Есть и другие подобные студии - например, Chesky, 2xHD, Blue Coast, Groove Note, но я её ими ещё не начал серьёзно заниматься (так, сгрузил несколько альбомов).

Кстати, мой плеер не читает целые SACD (т.е. файлы ISO). После скачивания нарезаю их на отдельные файлы DSF с помощью программы EZ CD Audio Converter (первые 3 недели бесплатно; крэкнутую версию можно сгрузить здесь). Существует также бесплатная программа ISO2DSD (ссылка для скачивания - в самом низу).

Увы, мой плеер не читает и альбомы в PCM, записанные одним файлом FLAC, даже если прилагается файл CUE. Однако один большой FLAC можно "нарезать" на отдельные песни с помощью всё той же программы EZ CD Audio Converter.

О "ПОКОЛЕНИИ МП3"

То, что DSD понравился мне, вовсе не значит, что он понравится и тебе, читатель. В одном видеоролике было о рассказано о слепом тестировании, при котором большому к-ву людей (не-специалистов) ставили одну и ту же запись в виде аналога (винила) и в виде цифры (тот же винил был оцифрован в хай-рез, так что артефакты в виде потрескивания сохранились для корректности слепого тестирования). Так вот, 73% участников сказали, что им больше нравится цифровое звучание. Мне при первом включении DSD показалось, что там меньше деталей, чем в привычном PCM. Привычка - страшная сила! Но тут может быть вот какая штука.

Я старый солдат и не знаю слов любви. Скоро стукнет полтинник. Первые 20 лет своей жизни (до иммиграции в 1992) я, есессна, слушал только аналоговую музыку (бобинный магнитофон с первыми копиями, снятыми с "фирменного винила"). Затем, уехав, купил портативный CD-плеер, слушал его через наушники. На своё 30-летие, в 2002, купил нормальную (хоть и не хай-эндную) блочную аппаратуру с напольниками, где источником звука был стационарный сидюк. Короче, с момента отъезда 30 лет назад и до 27 декабря 2021 года я слушал только цифру. Наверно, это не могло не стать привычкой - просто отвык от "аналога". Но всё равно, все эти годы я ощущал "что-то не то" - сидящее, как заноза в жопе. Списывал на низкий уровень аппаратуры. И вот вернулся к истокам. Всего лишь день как слушаю DSD, но уже начал ощущать ущербность PCM-ных записей своей музыкальной коллекции.

Думаю, что среди вышеупомянутых 73% почти все были молодёжью, которую мама рожала под мп3, и которые просто никогда не слыхали аналоговую запись - у них в сознании нет "эталона". Вернее, у них другой "эталон", которому DSD не соответствует. Но, с другой стороны, и среди "поколения мп3" есть немало аудиофилов - приверженцев винила, так что я вовсе не исключаю, что аналоговое звучание является эталоном более объективно, а моё отношение к DSD - вовсе не дань ностальгии.

ЗАМЕНИТ ЛИ DSD В ХОЗЯЙСТВЕ ВИНИЛОВЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ?

Нет. Возможно, DSD и станет убийцей винила через много лет, но сейчас, если вы решили предаться аналоговому разврату на всю катушку, DSD не может соперничать с винилом (несмотря на все преимущества), по очень простой причине - выбор записей, доступных в DSD, ничтожно мал по сравнению с безбрежным океаном винила. Я сгрузил довольно много музыки с форума rutracker.org, да и то благодаря тому, что многие форумчане-энтузиасты оцифровывают (и выкладывают для сгружения в виде торрента) собственные виниловые диски. Большинство таких кустарных оцифровок имеют хорошее качество (хоть зачастую и слышен треск пластинки в паузах), но, увы, попадается и туфта (не у всех в распоряжении хорошая аппаратура). Много раз сталкивался с тем, что фирменные CD звучат лучше, чем самопальные хай-резы или даже DSD. Кое-какую музыку удалось сгрузить в виде файлов ISO, т.е. "образов" SACD (они воспроизводятся многими компьютерными плеерами, наприемр AIMP и Foobar, но для прослушивания на спец-плеерах вроде моей Соньки эти образы нужно "разбить" на отдельные файлы DSF, для чего я использую вышеупомяную программу Aul ConverteR). Как правило, ISO - это гарантия высококачественного звука, ведь это "образы" фирменных SACD, а не самопал (всего один раз попался самодельный ISO).

Конечно, это всё пиратство. Но на сайтах, где DSD можно купить легально, ситуация очень печальна в плане ассортимента. Например, возьмём сайт Native DSD. Приверженность истинному DSD (т.е. звуку, который никогда не бывал в формате PCM) там возведена в ранг религии, и это прекрасно. Но посмотрите на репертуар - практически никаких известных групп и артистов. Из известных имён будут проскакивать разве что Бах с Шопеном, и в лучшем случае какое-то инструментальные обработки современных групп. А цены на этих сайтах совершенно виниловые! Так за эти деньги уж лучше купить настоящий диск, который можно и в руках подержать, и помедитировать, глядя, как он крутится.

Не будем забывать и такую вещь, как коллекционерский зуд. Когда у тебя шкаф с коллекцией пластинок - это само по себе заставляет сердце колотиться. А файл - он и есть файл. Музыка, записанная на нём, вызывает эмоции, а сам файл - просто кусок памяти на внешнем SSD-диске (а то, что качество записи как минимум не хуже винила, а скорей всего лучше - в данном контексте не важно). На настоящий момент я сгрузил терабайт музыки. Если бы всю её купил, это была бы цена подержанной машины. Но вот смотрю я на внешний диск, а сердце чё-то не колотится.

Короче, на сегодняшний день получается, что DSD и винил не конкурируют, а дополняют друг друга. Если у вас уже есть виниловая вертушка (и, соответственно, усилитель с колонками), то покупка дополнительного DSD-плеера (или ЦАП-а) расширит ваши возможности (и, кстати, быстро окупится, если пользоваться торрентами). Если вертушки нет, то можно начать с покупки DSD-плеера (или ЦАП-а), усилителя и колонок, а позже прибарахлиться вертаком. В результате у вас будут прекрасные возможности наслаждаться "аналоговым звучанием", экономя по мере возможности: удалось сгрузить DSD - прекрасно, не удалось - покупаете пластинку.

Кроме того, владельцев шикарных коллекций редкого винила должен заинтересовать DSD DAC, с помощью которого можно создать бэкап любимых пластинок, не уступающий по качеству оригиналу (на случай "затирания" или ломки пластинки).

ЧУДО-ПРОШИВКА

Купив Sony NW-WM1A, я сразу установил на него самопальную прошивку, созданную народным умельцем MrWalkman с форума head-fi.org. Прошивка бесплатная, сгрузить ещё можно на этом сайте (имеется возможность "отката" к заводской прошивке, если вдруг надумаете возвращать). Установил я эту прошивку потому, что она подаёт native DSD (без трансформации в PCM) на 3.5-миллиметровый выход, а у меня как раз такие (т.е. обычные) наушники (дело в том, что NW-WM1A пускает native DSD только на балансный 4.4-миллиметровый выход, а для этого требуются специальные наушники с балансным кабелем - ни в коем случае не пользуйтесь переходником "4.4 to 3.5", сожжёте усилитель!). Попользовавшись прошивкой пару недель, я решил познакомиться с её опциями (которые можно задать в файле установок), и обнаружил, что можно задать различные "характеры звучания" (или "звуковые подписи" - "sound signatures"). Можно выбрать один из 4 видов звука:

  1. Стандартный.
  2. Тепловатый.
  3. Тёплый.
  4. Звуковая подпись хай-эндной модели NW-WM1Z.
Установив настройку "Тёплый", я был в полном шоке, в прострации! Звук как бы имеет "золотой" оттенок (даже не знаю как это описать)! DSD зазвучали ещё более божественно, а какая метаморфоза произошла с PCM - не нахожу нематерных слов, чтобы описать восторг! Слушал голимые сидишки 16/44, а слышал что-то невероятное! Любопытно, что разница между DSD и PCM будто уменьшилась. Теперь даже без функции "Vinyl Processor" PCM звучит намного более "аналогово", чем при "Стандартной (холодной)" установке с включенным "Vinyl Processor"-ом. Это прекрасная новость - теперь не надо сокрушаться, если не смог найти любимую музыку в DSD, ведь и CD вдруг "зазвучали"! Более того, выяснилось, что всё, что я понаписал выше, вдруг резко потеряло важность: самое главное теперь - прошивка с "тёплой" подписью, а уж CD звучит или SACD - это отодвинулось на второй план.

Я прекрасно слышу, что тёплый звук - это сильно искажённый звук, да это и не секрет. Теперь усилитель умышленно искажает музыку таким образом, что она кажется красивей, и слушать её намного приятней. Чему я и рад несказанно.

Кстати, прошивка улучшает звук не только в плане добавления теплоты. Я вот думал как это описать словами, на на помощь пришёл вышеупомянутый форум, где кто-то написал: "All the instruments and everything just come forward at you! My ears finally can hear a big difference!". Перевод: "Все инструменты и всё просто выдвигаются на вас! Наконец-то мои уши слышат большую разницу!". Если раньше певец или, скажем, саксофонист, был расположен в пространстве "немного везде", то теперь - вот он, прямо передо мной! И "сцена" стала более широкой и наглядной, но не с помощью грязного трюка "расширение стереобазы", а, как бы это сказать, естественным образом.

Слушая аудиофильские SACD, я пришёл к интересной мысли: а это ведь предел качества, которое я когда-либо слышал в наушниках. С одной стороны, здорово, но с другой - не все записи идеальны, а планка качества поднята теперь на небывалую высоту. Впрочем, плеер здорово улучшает и записи, далёкие от идеала. С удовольствием слушаю даже мп3 (увы, не всю музыку удалось найти в lossless), в том числе и файлы 128, сгруженные с Ютюба с помощью этого сайта. Более того, даже компакты, изнасилованные компрессией, стали теперь намного "слушабельней" - быстро погружаешься в музыку и совершенно забываешь про факинг "ремастеринг". Плеер воистину творит чудеса!

На некоторых песнях вдруг повылазили детали, которых я раньше не замечал. Несколько раз был в полном шоке - как э этого раньше не слышал? Причём речь идёт не о высоких или низких частотах, а об обычных средних. Уж не знаю чего автор прошивки наколдовал!

Важно заметить, что прошивка не осуществляет цифровую обработку сигнала (кроме опционального изменения работы функции DCEE HX, которая делает upsampling не-хайрезов, и использования версии DSEE AI с "искусственным интеллектом" - ИМХО, штука бесполезная). Например, звук можно сделать чуть теплее, если эквалайзером повысить кусок между 200 и 500 герц и обрубить часть высоких (это будет жалкая имитация, но всё-же). Но в данном случае этого нет. Здесь играют по-серьёзному - прошивка меняет физические параметры аналогового усилителя. Именно поэтому облагораживается и DSD (а также PCM в режиме "Direct").

Эту прошивку можно устанавливать на несколько моделей, они перечислены в верхней части сайта. Все эти модели работают на соньковской операционной системе (построенной на линуксе) - прошивка не устанавливается в модели, работающие на Андроиде (например, на NW-ZX507, так что не берите его, если у вас нет наушников с балансным кабелем - в нём файлы DSD подаются в 3.5-миллиметровый выход в виде PCM). Я как только прочитал, что Sony перестала выпускать NW-WM1A, так сразу побежал на Амазон и купил его (взял предпоследний - не шучу!). Дело в том, что эта модель будет заменена более современной, которая позволяет принимать стриминговые сервисы (что мне не надо - я предпочитаю иметь коллекцию на диске). Проблема не в том, что новая модель явно будет дороже нынешней (которая уже недёшева - 1200 USD), а в том, что она будет на Андроиде, и прошивку на неё не установить. Но вы можете купить любую из существующих не-андроидных моделей - скорей всего, я переплатил лишние деньги, ведь форумчане утверждают, что и дешёвые соньки звучат с этой прошивкой так же потрясно.

Прошивке от юзера MrWalkman посвящена эта ветка на форуме.

Изображение

  #3     DSD - цифровая музыка с "аналоговым" звучанием
Сообщение 28 Jan 2023, 19:41
Ursego Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 7 месяцев 5 дней
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00

КАК СЛУШАТЬ

Чтобы слушать файлы DSD с компьютера, вам потребуется купить ЦАП. Эта полезная коробочка принимает цифровой сигнал от компьютера, превращает его в аналог и подаёт на вход усилителя. Выбирая ЦАП, важно убедиться, что он работает с DSD Native!

И ещё важно, чтобы ЦАП подключался к компу не через обычный USB, а через USB3. Как правило, у него внутренняя пластиковая штучка синего цвета. Если девайс, на который подаётся звук, требует установки драйвера, обязательно это сделайте (иначе USB-порт может использоваться как обычный USB, у которого малюсенькая пропускная способность, нам же надо выжать по максимуму). Если вы используете USB-разветвитель (он же USB-хаб), то убедитесь, что он - тоже USB3 (если покупаете новый в интернете, проверяйте спецификации).

В настройках Виндовс убедитесь, что на выход подаётся сырой, необработанный сигнал DSD как есть. Если Виндовс хоть как-то его обрабатывает (например, доступна регулировка громкости), то перед обработкой происходит конвертация DSD в PCM, чего никак нельзя допустить. Также убедитесь, что прогрмма-плеер умеет "отдавать" сырой DSD (используйте, например, Foobar и JRiver), и проверьте в настройках программы, что именно так и происходит. При этом никакие эффекты (эквалайзер, глубина баса, расширение стерео-базы и т.д.) не будут доступны - абсолютно ничего, кроме PLAY, PAUSE и STOP.

Другой вариант - купить отдельный плеер, который умеет воспроизводить DSD Native. Я, после долгого исследования темы, приобрёл DAP (digital audio player) от SONY, модель NW-WM1A. Несмотря на то, что его назначение - лежать в кармане, он может служить и компонентом серьёзной хай-файной системы (усилитель даже можно подключить через balanced кабель - у плеера есть balanced выход 4.4 мм, это не игрушка!). Кстати, NW-WM1A может использоваться также и в качестве внешнего ЦАПа, т.е. вы можете слушать через него файлы с компьютера на аналоговых колонках (электрифицированных или через усилитель).

Важно! На плеере должен быть режим "Direct", при котором поток битов подаётся на ЦАП напрямую, минуя любую обработку (всякие там эквалайзеры, апсемплеры и прочие улучшайки). При выборе модели будьте очень внимательны! Тщательно изучайте описания - увы, очень многие плееры, даже дорогие от именитых брендов, которые "типа умеют" играть DSD, преобразовывают его в PCM. Разумеется, есть и серьёзные стационарные сетевые стримеры, способные работать с DSD Native.

ТЕЛЕФОНА-ТЕЛЕФОНА, ЧУКЧА DSD ХОЧЕТ!

Наверное, у многих возник вопрос можно ли слушать DSD на телефоне. Можно, но при соблюдении трёх условий:

  1. Телефон должен иметь ЦАП, способный переводить в аналог DSD Native. Обычно такой ЦАП стоит на телефонах Sony, LG и Samsung, но обязательно проверяйте свою конкретную модель гуглением. Этот топик вам в помощь. Если вы выяснили, что ваш телефон не играет DSD, то ещё не всё потеряно - купите внешний ЦАП (наподобие Hidizs S9 Pro, TOPPING NX4 и iFi). Тем более что эти ЦАПы ещё и усиливают звук, что может оказаться нелишним при использовании пассивных наушников. Такое решение даст более качественный звук, чем покупка отельного плеера за ту же цену. Причём качество телефона не имеет никакого значения - он будет использоваться просто как хранилище файлов (главное - чтобы был выход мини-USB).

  2. Нужно использовать приложение-плеер, которое обходит андроидовскую цифровую обработку звука. Дело в том, что Андроид даун-семплит любое аудио до 16/48 - хоть 24/192 слушай, хоть DSD. Лишь очень немногие приложения обходят это безобразие десятой дорогой, производя всю обработку сырого файла внутри себя. Одна из таких программ - USB Audio Player PRO. Она стОит несколько тугриков, но этих денег ох как не жалко! Её имеет смысл сгрузить даже если вы не собираетесь иметь дело с DSD - так вы сможете слушать обычные хай-резы "по-настоящему". Звук на телефоне и так не самый лучший из-за железа, так не позволяйте Андроиду испортить его ещё больше!

  3. Слушайте через аналоговые наушники, подключенные через аудио-кабель - никаких USB или, ни к ночи будь сказано, блютусов! После того, как внутренний ЦАП телефона преобразовал DSD в аналог, сигнал должен оставаться аналоговым на всём своём протяжении - никакой цифровой обработки (только, опционально, аналоговый усилитель "по дороге" к динамикам наушников). Если подключить наушники через USB или блютус, то будет использоваться внутренний PCM-ный ЦАП наушников - в этом случае забудьте про DSD. Если не готовы раскошелиться на высококлассные аудиофильские "уши", купите относительно дешёвые Sennheiser Momentum 3, это совершенно уникальная модель: если их подключить с помощью аудио-кабеля, то цифровая обработка обходится стороной, и вы получаете полностью аналоговый тракт, причём с внутренним усилителем (так, что мощность аудио-выхода телефона вас не волнует) и отличным шумодавом (что позволяет слушать музыку тише, т.е. меньше гробить уши). Качество у этих Зеннов совершенно потрясающее, причём даже без идиотской присказки "для своей ценовой категории"! Разумеется, совет номер 3 касается не только телефонов, но и специализированных плееров, у которых имеются блютус и USB-выход.
Кстати, если вы собираетесь менять свой телефон, а купить хороший плеер жаба давит, то рассмотрите девайсы от Sony из серии XPERIA, особенно XPERIA 1 III. Говорят, он заточен под аудиофилов и играет получше иных спец-девайсов. Я рассматривал такую возможность - это те же деньги, плюс будет новый телефон. Но предпочитаю отдельный плеер. Фетишист, наверное. :mrgreen:

Я сравнивал звучание одних и тех же альбомов на телефоне (Samsung Note 8) и на почти-хай-эндном плеере со специализированными музыкальными чипами и громадными аудиофильскими конденсаторами (Sony NW-WM1A). На телефоне звук более холодный, PCM звучит довольно пронзительно, "остро" - победа плеера очевидна. А вот ди-эс-дишки, которые играл USB Audio Player PRO, звучали прекрасно - да, на телефоне звук более холодный, а некоторые области музыкальной картины неприятно "провалены", но кайфовать очень даже можно (особенно если никогда не слышал как звучит аудиофильский плеер)! Не представляю как я слушал музыку все эти годы (PCM, да ещё в холодном окрасе)! Получается, что я совсем не понимал что такое качество звука. Мне казалось, что качество - это задрать верха и низа, чтобы хоть как-то можно было слушать компрессированные CD. Возможно, это было вызвано тем, что когда-то приходилось слушать музыку на паршивой технике, которая не давала басов и звонкости, и теперь душа радовалась и просила ещё. Но что такое качество (и теплота) звука я понял только сейчас - после того, как в моей жизни появились DSD и хороший плеер с тёплым звучанием. Прямо как в том анекдоте:

Старый еврей возвращается домой расстроенный и говорит жене:
— Ты знаешь, Сара, я только что был у врача, так вот, то что мы 30 лет принимали за оргазм, оказывается всего лишь приступ астмы.

АКТИВНЫЕ КОЛОНКИ

Обратите внимание, что никакие активные колонки не умеют играть DSD (если я ошибаюсь, буду рад, если меня поправят). Я использую колонки AirPulse A100, описанные здесь. В спецификации написано, что они умеют принимать поток DSD. Но это ложь - на самом деле драйвер колонок подаёт на выход компьютера сигнал, преобразованный в PCM, и громкость на компьютере прекрасно работает. Но даже если преобразовать поток DSD в аналоговый внешним ЦАП-ом и подать его на аналоговый вход активных колонок, звук всё равно будет преобразован внутри колонки в цифру, и уж, конечно, это будет голимый PCM, хоть и хай-рез (конкретно в AirPulse A100 - 24/192). Если вы заинтересованы в настольных колонках и вам некуда поставить внешний усилитель, то вам нужны колонки с внутренним аналоговым усилителем - это очень редкий зверь (например, на Амазоне продаются колонки фирмы Audioengine). Строго говоря, такие колонки называются не active ("активные"), а powered ("электрифицированные"), хотя эта терминология не всегда соблюдается.

Если бы я знал всё это раньше, то вместо активных колонок купил бы усилитель с пассивными колонками, т.е. традиционный хай-файный тракт.

ГДЕ БРАТЬ DSD

Музыка в DSD продаётся в интернете (гуглим buy dsd online), но выбор там никакой, а цены кусачие. Также можно покупать DSD на физических дисках (SACD), но выбор тоже не космических масштабов. Ограниченный выбор фирменных записей диктуется самой природой DSD - много старой музыки в этом формате просто не существует, да и сегодня большинство музыкантов продолжает записываться "по-старинке", в PCM. Это в том числе и потому, что так звукорежиссёры могут творить с музыкой что угодно, сводить и мАстерить как им вздумается. А DSD записывается так: музыканты в студии играют и поют в два микрофона, сигнал от которых подаётся прямиком на АЦП (через аналоговый усилитель, конечно), а АЦП выдаёт тот самый поток DSD, который вы затем слушаете. Вот тебе, мать, и весь ремастеринг. Кстати, огромное число аудиофильских альбомов - unplugged, ведь DSD словно создан для акустических инструментов. И акустике помещения уделяется громаднейшее значение, ведь на DSD слышны все нюансы, а огрехи не исправить ползунками на пульте (один из сгруженных альбомов записывали в подвале средневекового замка в Италии). Конечно, есть фирменные DSD, снятые с мастер-лент и винила, но, как бы поаккуратней выразиться, хотелось бы, чтобы их было больше. Уже появилась очень сложная аппаратура, позволяющая звукорежиссёрам редактировать DSD, но это скорей исключение из царящего сегодня правила.

К счастью, имеются торрент-ресурсы, на которых можно сгрузить немало музыки. Лично я крепко подсел на форум rutracker.org. DSD, которые там выкладываются, можно разделить на 3 категории:

  • Файлы, купленные в интернет-магазинах. Таких относительно немного. Это практически гарантированно DSD Native (в противном случае магазины продают PCM-ные хай-резы).
  • Рипы с дисков SACD. Их побольше. Тоже почти всегда DSD Native, но есть вероятность лажи (если на SACD записана музыка, "побывавшая" в PCM). Кстати, проблема, при которой за "аналог" выдаётся звук, первоначально записанный в PCM, существует сегодня и в виниле. Порой это даже не скрывается когда речь идёт о музыке, записанной в студии в наши дни. Но, к счастью, и на DSD, и на виниле качество всё-же отменнейшее т.к это ремастеринг, сделанный под эти носители (рассчитанные на аудиофилов), т.е. без компрессии.
  • Оцифровки собственных виниловых дисков (такие темы на форуме отмечены как LP). Самая многочисленная категория. Если первые две категории почти гарантируют высокое качество записи, то здесь - всяко бывает: в одних случаях пионэры оцифровывают с помощью вертушки "Электроника" и компьютерной программы, а в других - серьёзные дяди используют хай-эндные проигрыватели и спец-оборудование для перевода винила в DSD (многие форумчане используют этот Korg).Разумеется, такие DSD "наследуют" все проблемы винила, описанные в начале этого поста (потрескивание, меньший динамический диапазон, потери верхних частот на внутренних треках), а также прекрасно воспроизводят шипение лоу-эндной аппаратуры. Но всё равно огромное спасибо форумчанам!

ПОПОЛНИЛ РЯДЫ ИЗВРАЩЕНЦЕВ

Сгрузил с торрентов немало аудиофильской музыки (например, ищите по "audiophile dsd" и "audiophile sacd"). Если перевести на нормальный человеческий язык, то это записи, где качеству звука придаётся большое значение. А в этом видео было дано совсем нескромное определение: "максимально возможное качество звука". То есть альбомы, которые хочется слушать чисто ради качества - я бы их в жизни не слушал с посредственным качеством как какой-то там меломан. Извращение ли это? Не знаю, может быть. Педофилия, некрофилия, аудиофилия... Но важен результат. А это - реально ощущаемый кайф. Что означает прямое положительное влияние на настроение и, следовательно, здоровье (тратят же люди деньги на антидепрессанты!). Вполне можно считать плеер медицинским прибором. Который, кстати, улучшает не только психическое, но и физическое здоровье - после покупки аудиоплеера количество дней, когда я пересекаю отметку в 10 тысяч шагов, заметно увеличилось (а сейчас зима - без плеера я наматывал шаги в основном между компьютером и туалетом).

На самом деле я не настоящий аудиофил - в принципе, мог бы и дальше спокойно слушать на телефоне. Просто конкретно в данный момент времени совершил небольшой закос в аудиофилию т.к. познакомился с форматом DSD и купил хороший плеер. На сгруженных аудиофильских записях прежде всего ищу музыку, которая мне понравится, а слушать говно ради запредельного качества - нет уж, увольте. Некоторые сгруженные альбомы удалил без сожаления несмотря на DSD высочайшего качества.

На самом деле нет ничего хорошего в существовании понятия "аудиофилия". Печально, что этому приходится уделять особое внимание, а многое из любимой нами музыки, мягко говоря, не является шедевром звукорежиссёрского искусства. Хотя существуют студии звукозаписи, которые разбивают лоб в кровь, молясь богу хорошего качества. Одна из них - немецкая Stockfisch. Дарю бесценную ссылку - поиск на РуТрекере по "Stockfisch SACD" (прежде, чем скачивать альбом, убедитесь, что он действительно в SACD, ведь он может быть преобразованным в PCM из SACD). Я скачал все стокфишевские SACD, займёт много времени разобрать все эти завалы музыки. Есть и другие подобные студии - например, Chesky, 2xHD, Blue Coast, Groove Note, но я её ими ещё не начал серьёзно заниматься (так, сгрузил несколько альбомов).

Кстати, мой плеер не читает целые SACD (т.е. файлы ISO). После скачивания нарезаю их на отдельные файлы DSF с помощью программы EZ CD Audio Converter (первые 3 недели бесплатно; крэкнутую версию можно сгрузить здесь). Существует также бесплатная программа ISO2DSD (ссылка для скачивания - в самом низу).

Увы, мой плеер не читает и альбомы в PCM, записанные одним файлом FLAC, даже если прилагается файл CUE. Однако один большой FLAC можно "нарезать" на отдельные песни с помощью всё той же программы EZ CD Audio Converter.

О "ПОКОЛЕНИИ МП3"

То, что DSD понравился мне, вовсе не значит, что он понравится и тебе, читатель. В одном видеоролике было о рассказано о слепом тестировании, при котором большому к-ву людей (не-специалистов) ставили одну и ту же запись в виде аналога (винила) и в виде цифры (тот же винил был оцифрован в хай-рез, так что артефакты в виде потрескивания сохранились для корректности слепого тестирования). Так вот, 73% участников сказали, что им больше нравится цифровое звучание. Мне при первом включении DSD показалось, что там меньше деталей, чем в привычном PCM. Привычка - страшная сила! Но тут может быть вот какая штука.

Я старый солдат и не знаю слов любви. Скоро стукнет полтинник. Первые 20 лет своей жизни (до иммиграции в 1992) я, есессна, слушал только аналоговую музыку (бобинный магнитофон с первыми копиями, снятыми с "фирменного винила"). Затем, уехав, купил портативный CD-плеер, слушал его через наушники. На своё 30-летие, в 2002, купил нормальную (хоть и не хай-эндную) блочную аппаратуру с напольниками, где источником звука был стационарный сидюк. Короче, с момента отъезда 30 лет назад и до 27 декабря 2021 года я слушал только цифру. Наверно, это не могло не стать привычкой - просто отвык от "аналога". Но всё равно, все эти годы я ощущал "что-то не то" - сидящее, как заноза в жопе. Списывал на низкий уровень аппаратуры. И вот вернулся к истокам. Всего лишь день как слушаю DSD, но уже начал ощущать ущербность PCM-ных записей своей музыкальной коллекции.

Думаю, что среди вышеупомянутых 73% почти все были молодёжью, которую мама рожала под мп3, и которые просто никогда не слыхали аналоговую запись - у них в сознании нет "эталона". Вернее, у них другой "эталон", которому DSD не соответствует. Но, с другой стороны, и среди "поколения мп3" есть немало аудиофилов - приверженцев винила, так что я вовсе не исключаю, что аналоговое звучание является эталоном более объективно, а моё отношение к DSD - вовсе не дань ностальгии.

ЗАМЕНИТ ЛИ DSD В ХОЗЯЙСТВЕ ВИНИЛОВЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ?

Нет. Возможно, DSD и станет убийцей винила через много лет, но сейчас, если вы решили предаться аналоговому разврату на всю катушку, DSD не может соперничать с винилом (несмотря на все преимущества), по очень простой причине - выбор записей, доступных в DSD, ничтожно мал по сравнению с безбрежным океаном винила. Я сгрузил довольно много музыки с форума rutracker.org, да и то благодаря тому, что многие форумчане-энтузиасты оцифровывают (и выкладывают для сгружения в виде торрента) собственные виниловые диски. Большинство таких кустарных оцифровок имеют хорошее качество (хоть зачастую и слышен треск пластинки в паузах), но, увы, попадается и туфта (не у всех в распоряжении хорошая аппаратура). Много раз сталкивался с тем, что фирменные CD звучат лучше, чем самопальные хай-резы или даже DSD. Кое-какую музыку удалось сгрузить в виде файлов ISO, т.е. "образов" SACD (они воспроизводятся многими компьютерными плеерами, наприемр AIMP и Foobar, но для прослушивания на спец-плеерах вроде моей Соньки эти образы нужно "разбить" на отдельные файлы DSF, для чего я использую вышеупомяную программу Aul ConverteR). Как правило, ISO - это гарантия высококачественного звука, ведь это "образы" фирменных SACD, а не самопал (всего один раз попался самодельный ISO). Но, увы, многие желанные альбомы так и не были найдены на форуме, хотя сгрузил весь Queen и почти всего Пола - уже только ради этого стоило городить огород. А вот Beatles нашёл только четыре альбома, которые оказались некачественными.

Конечно, это всё пиратство. Но на сайтах, где DSD можно купить легально, ситуация очень печальна в плане ассортимента. Например, возьмём сайт Native DSD. Приверженность истинному DSD (т.е. звуку, который никогда не бывал в формате PCM) там возведена в ранг религии, и это прекрасно. Но посмотрите на репертуар - практически никаких известных групп и артистов. Из известных имён будут проскакивать разве что Бах с Шопеном, и в лучшем случае какое-то инструментальные обработки современных групп. А цены на этих сайтах совершенно виниловые! Так за эти деньги уж лучше купить настоящий диск, который можно и в руках подержать, и помедитировать, глядя, как он крутится.

Не будем забывать и такую вещь, как коллекционерский зуд. Когда у тебя шкаф с коллекцией пластинок - это само по себе заставляет сердце колотиться. А файл - он и есть файл. Музыка, записанная на нём, вызывает эмоции, а сам файл - просто кусок памяти на внешнем SSD-диске (а то, что качество записи как минимум не хуже винила, а скорей всего лучше - в данном контексте не важно). На настоящий момент я сгрузил терабайт музыки. Если бы всю её купил, это была бы цена подержанной машины. Но вот смотрю я на внешний диск, а сердце чё-то не колотится.

Короче, на сегодняшний день получается, что DSD и винил не конкурируют, а дополняют друг друга. Если у вас уже есть виниловая вертушка (и, соответственно, усилитель с колонками), то покупка дополнительного DSD-плеера (или ЦАП-а) расширит ваши возможности (и, кстати, быстро окупится, если пользоваться торрентами). Если вертушки нет, то можно начать с покупки DSD-плеера (или ЦАП-а), усилителя и колонок, а позже прибарахлиться вертаком. В результате у вас будут прекрасные возможности наслаждаться "аналоговым звучанием", экономя по мере возможности: удалось сгрузить DSD - прекрасно, не удалось - покупаете пластинку.

Кроме того, ценителям винила будет интересно приобрести DSD АЦП (например, KORG DS-DAC-10R 1Bit USB-DAC/ADC Converter, продаётся на Амазоне) и делать бэкап своих любимых редких пластинок (ведь со временем они становятся "заезженными", а "заездить" DSD пока ещё никому не удалось). Дополнительный бонус - любимую музыку можно будет слушать на карманном DSD плеере вне дома (при покупке такого плеера надо 100-процентно убедиться, что он выдаёт native DSD, а не конвертирует DSD в PCM как некоторые дешёвые девайсы, иначе аналоговому звучанию кирдык).

ЧУДО-ПРОШИВКА

Купив Sony NW-WM1A, я сразу установил на него самопальную прошивку, созданную народным умельцем MrWalkman с форума head-fi.org. Прошивка бесплатная, сгрузить ещё можно на этом сайте (имеется возможность "отката" к заводской прошивке, если вдруг надумаете возвращать). Установил я эту прошивку потому, что она подаёт native DSD (без трансформации в PCM) на 3.5-миллиметровый выход, а у меня как раз такие (т.е. обычные) наушники (дело в том, что NW-WM1A пускает native DSD только на балансный 4.4-миллиметровый выход, а для этого требуются специальные наушники с балансным кабелем - ни в коем случае не пользуйтесь переходником "4.4 to 3.5", сожжёте усилитель!). Попользовавшись прошивкой пару недель, я решил познакомиться с её опциями (которые можно задать в файле установок), и обнаружил, что можно задать различные "характеры звучания" (или "звуковые подписи" - "sound signatures"). Можно выбрать один из 4 видов звука:

  1. Стандартный.
  2. Тепловатый.
  3. Тёплый.
  4. Звуковая подпись хай-эндной модели NW-WM1Z.
Установив настройку "Тёплый", я был в полном шоке, в прострации! Звук как бы имеет "золотой" оттенок (даже не знаю как это описать)! DSD зазвучали ещё более божественно, а какая метаморфоза произошла с PCM - не нахожу нематерных слов, чтобы описать восторг! Слушал голимые сидишки 16/44, а слышал что-то невероятное! Любопытно, что разница между DSD и PCM будто уменьшилась. Теперь даже без функции "Vinyl Processor" PCM звучит намного более "аналогово", чем при "Стандартной (холодной)" установке с включенным "Vinyl Processor"-ом. Это прекрасная новость - теперь не надо сокрушаться, если не смог найти любимую музыку в DSD, ведь и CD вдруг "зазвучали"! Более того, выяснилось, что всё, что я понаписал выше, вдруг резко потеряло важность: самое главное теперь - прошивка с "тёплой" подписью, а уж CD звучит или SACD - это отодвинулось на второй план.

Я прекрасно слышу, что тёплый звук - это сильно искажённый звук, да это и не секрет. Теперь усилитель умышленно искажает музыку таким образом, что она кажется красивей, и слушать её намного приятней. Чему я и рад несказанно. Кстати, именно ради такого рода искажения люди покупают ламповые усилители - лампа по своей природе имеет соответствующую "подпись". Ну а фанаты транзисторов с ровной АЧХ над ними ржут. И совершенно напрасно, как выяснилось.

Кстати, прошивка улучшает звук не только в плане добавления теплоты. Я вот думал как это описать словами, на на помощь пришёл вышеупомянутый форум, где кто-то написал: "All the instruments and everything just come forward at you! My ears finally can hear a big difference!". Перевод: "Все инструменты и всё просто выдвигаются на вас! Наконец-то мои уши слышат большую разницу!". Если раньше певец или, скажем, саксофонист, был расположен в пространстве "немного везде", то теперь - вот он, прямо передо мной! И "сцена" стала более широкой и наглядной, но не с помощью грязного трюка "расширение стереобазы", а, как бы это сказать, естественным образом.

Слушая аудиофильские SACD, я пришёл к интересной мысли: а это ведь предел качества, которое я когда-либо слышал в наушниках. С одной стороны, здорово, но с другой - не все записи идеальны, а планка качества поднята теперь на небывалую высоту. Впрочем, плеер здорово улучшает и записи, далёкие от идеала. С удовольствием слушаю даже мп3 (увы, не всю музыку удалось найти в lossless), в том числе и файлы 128, сгруженные с Ютюба с помощью этого сайта. Более того, даже компакты, изнасилованные компрессией, стали теперь намного "слушабельней" - быстро погружаешься в музыку и совершенно забываешь про факинг "ремастеринг". Плеер воистину творит чудеса, делая из говна если не конфетку, то во всяком случае тёплый пирожок (да простят меня братья-кетозники за сию метафору)!

На некоторых песнях вдруг повылазили детали, которых я раньше не замечал. Несколько раз был в полном шоке - как э этого раньше не слышал? Причём речь идёт не о высоких или низких частотах, а об обычных средних. Уж не знаю чего автор прошивки наколдовал!

Важно заметить, что прошивка не осуществляет цифровую обработку сигнала (кроме опционального изменения работы функции DCEE HX, которая делает upsampling не-хайрезов, и использования версии DSEE AI с "искусственным интеллектом" - ИМХО, штука бесполезная). Например, звук можно сделать чуть теплее, если эквалайзером повысить кусок между 200 и 500 герц и обрубить часть высоких (это будет жалкая имитация, но всё-же). Но в данном случае этого нет. Здесь играют по-серьёзному - прошивка меняет физические параметры аналогового усилителя. Именно поэтому облагораживается и DSD (а также PCM в режиме "Direct").

Эту прошивку можно устанавливать на несколько моделей, они перечислены в верхней части сайта. Все эти модели работают на соньковской операционной системе (построенной на линуксе) - прошивка не устанавливается в модели, работающие на Андроиде (например, на NW-ZX507, так что не берите его, если у вас нет наушников с балансным кабелем - в нём файлы DSD подаются в 3.5-миллиметровый выход в виде PCM). Я как только прочитал, что Sony перестала выпускать NW-WM1A, так сразу побежал на Амазон и купил его (взял предпоследний - не шучу!). Дело в том, что эта модель будет заменена более современной, которая позволяет принимать стриминговые сервисы (что мне не надо - я предпочитаю иметь коллекцию на диске). Проблема не в том, что новая модель явно будет дороже нынешней (которая уже недёшева - 1200 USD), а в том, что она будет на Андроиде, и прошивку на неё не установить. Но вы можете купить любую из существующих не-андроидных моделей - скорей всего, я переплатил лишние деньги, ведь форумчане утверждают, что и дешёвые соньки звучат с этой прошивкой так же потрясно.

Прошивке от юзера MrWalkman посвящена эта ветка на форуме.

Изображение

Вам есть что сказать по этой теме? Зарегистрируйтесь, и сможете оставлять комментарии