Имя пользователя:

Пароль:


Список форумов ОЛИВЬЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕМ Kлуб потребителей Транспортный цех Просмотров: 633

Чип-тюнинг. Вправляем мозги машине


Говорим о движимости
  #1
Сообщение 17 Nov 2022, 22:02
Ursego Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 8 месяцев 3 дня
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00

Изображение

Porsche Macan жены торжественно отметил свой 4-летний юбилей, а это значит, гарантия тю-тю и можно совершить над двигателем таинство чип-тюнинга, что я и сделал незамедлительно. Бизнес жены может покупать новую машину раз в 5 лет (в плане списывания с налогов), так что как минимум годик поездим на этой. Конечно, она и так неплоха (мы ведь не гоняем), но любопытство взяло вверх, а т.к. это вышло практически на халяву (999 CAD заплатил бизнес), то сдержать порыв не было никаких сил.

Если вкратце, то чип-тюнинг (в просторечии "чиповка") - это перепрограммирование электронного блока управления (или даже замена всей платы - устанавливается то, что в народе зовётся "performance chip"), в результате чего меняются параметры и повышается эффективность работы двигателя. Говоря примитивным языком, ослабляются искусственные ограничения, запрограммированные производителем. Почему умышленно ухудшают параметры двигателя? Прежде всего, чтобы охладить пыл джигитов, любящих вдавливать педаль газа в пол (другими словами, чтобы искусственно повысить запас прочности), и довести машину до конца гарантийного срока без поломок. И это естественно - производитель заботится о своих денежках, а не о ваших впечатлениях от езды. Другая причина - из соображений маркетинга, чтобы покрыть разные сегменты рынка при меньших затратах: базовая и "навороченная" модели имеют физически одинаковые моторы, запрограммированные каждый на свой лад, что дешевле, чем производство двух разных агрегатов. Или же моторы разные, но на более дешёвой модели его специально "ухудшают" чтобы разница со следующей моделью была существенней и у покупателей был стимул выкладывать денежки за более дорогую. Есть и другие причины, о них будет сказано ниже.

Маканом теперь управляет не родная, а вот эта плата:

Изображение

Как улучшились показатели

Мощность: 252 hp -> 310 hp (+58, или 23% - почти четверть!)
Крутящий момент: 273 lb-ft -> 330 lb-ft (+57, или 21%)

Такое заметное улучшение связано с тем, что движок турбированный. На атмосферниках прирост значительно ниже - не уверен, что стОит заморачиваться, хотя чувак на этом видео явно в восхищении.

Кстати, неизвестно какой теперь разгон до 60 миль в час - эта информация не предоставляется. Раньше он был 6.1 сек, так что могу предположить навскидку, что теперь это где-то 5.5 сек (что примерно соответствует базовой Tesla Model 3 с её 5.3 сек). Разумеется, ни о каком сравнении ДВС-ной машины с электрической речь не идёт в любом случае т.к. у последней - instance torque + бесшумный разгон, а это совсем другой уровень кайфа от вождения (даже если речь о дешёвом электрокаре с ускорением 7-8 сек).

Класс!

А теперь пару слов о впечатлениях о езде. Даю свидетельские показания: это не обман, разница явно ощущается. Мне так и сказали в гараже: как только поедешь, сразу почувствуешь изменение! В чём конкретно эта разница выражается? В нескольких вещах.

  1. Если давить на газ с той же силой, что и раньше, то машина разгоняется резвей. Иногда кажется, что машина весит как пушинка. Другими словами, увеличился крутящий момент на тех же оборотах. Это значит, что если я хочу ездить так же спокойно, как раньше, то на газ теперь надо жать меньше (чтобы добиться того же ускорения), а это - те самые экономия бензина, а также меньшая нагрузка на двигатель (что не может не сказаться на его долговечности), о которых талдычат многочисленные статьи. Несколько раз замечал, что давлю педаль как обычно (на полном автоматизме), а машина неожиданно несётся как угорелая. Придётся менять привычку - чипануть движок легко, а вот проапдейтить прошивку мозга сложней.

  2. При том же усилии нажатия на педаль передачи переключаются быстрей, на более низких оборотах. Как только надо трогаться с места, совсем легонько касаешься педали газа, стрелка тахометра едва шевелится, глядишь - опа, а машина уже каким-то волшебным образом набрала приличную скорость. Заметил, подъезжая к дому, что там, где всегда ехал на 2-й передаче, теперь еду на 3-й. В общем-то, тишина - это главное качество, которое я ценю в машинах, так что если в дополнение к прекрасной шумоизоляции Макана ещё и двигатель будет тише работать (хоть он и раньше не сильно докучал), я только за!

  3. Когда давишь на гашетку достаточно сильно, чтобы ожидать, что передача переключится (а стрелка тахометра подпрыгнет), этого не происходит. То есть двигателю хватает мощности разогнаться на той же передаче. При этом испытываешь чувство, немного напоминающее электромобиль (поддаёшь газку, тебя несёт вперёд, но мотор при этом не рычит, хотя должен был, исходя из многолетнего опыта). Так же и "в гору" - ехал по знакомому подъёму на обычной для него скорости и ожидал, что передача, как всегда, переключится с 7-й на 6-ю. Но ни фига - выехал из низины на 7-й (испытал когнитивный диссонанс от несоответствия реальности ожиданию).

  4. Более острый отклик на педаль газа. Машина явно быстрее реагирует на малейшее изменение в силе нажатия. Заметно уменьшилось (почти исчезло) явление, когда намного добавляешь газа, а машина не реагирует, добавляешь ещё - снова никакого эффекта, жмёшь ещё сильней, матерясь - машина вдруг выстреливает как пробка из шампанского. Стало намного комфортней плестись в пробке.

  5. Реакция на нажатие педали газ стала равномерней на разных оборотах двигателя. Раньше это была просто беда: на высоких оборотах жмёшь - машина вырывается вперёд, на низких жмёшь с абсолютно той же силой - вообще не двигаешься с места (надо либо надавить сильней, либо повысить передачу вручную). Эта проблема есть на любой машине с ДВС (оно и понятно - крутящий момент зависит от оборотов в минуту), но дело усугубляется одинарной турбиной, которая начинает работать только при 1500 об/мин. Возненавидел её с самого начала - всегда считал, что надо брать либо атмосферник (но он явно прожорливей), либо twin turbo (это, как правило, дороже, но зато будет отдельная турбинка для малых оборотов). Разумеется, идеалом является электромобиль, где нажатие на педаль с одинаковой силой всегда приводит к одинаковому ускорению т.к. в электромоторе крутящий момент не зависит от скорости вращения, а максимально доступен сразу, как только машина тронулась (именно в этом один из главных кайфов, а вовсе не в секундах разгона до сотни). В этом плане даже после чиповки Макану далеко до электрички, но его поведение явно улучшилось. Пожалуй, теперь я буду хотеть электрокар чуть меньше, но ненамного! _<_23_>_
Короче, езда стала прикольней и как-то комфортнее. А именно это для меня важней всего в нашем городе, где через каждые три метра или светофор, или знак "Стоп".

Любопытное наблюдение: раньше я почти всегда ездил в ручном режиме, переключая передачи лепестками на руле (чтобы машина больше делала то, что я хочу, а не что ей хочется - а точнее, быстро бы разгонялась при сильном нажатии на газ без поднятия оборотов). Теперь практически всегда езжу на автомате - его поведение меня вполне устраивает.

И ещё одно наблюдение: совсем перестал пользоваться режимом "спорт", на который раньше иногда переключался. Он классный тем, что повышаются фоновые обороты и реакция на педаль газа становится более резвой (из-за чего использовал его в пробке), но его большая проблема - очень позднее переключение передач, т.е. инженеры как бы улучшили разгон при том же нажатии на газ "любой ценой", а конкретно - ценой шума мотора и повышенного потребления бензина. Сейчас же обычный режим имеет достоинства спортивного, но без его недостатков.

Что касается скоростной езды, то заметил, что заставлять себя спокойно ехать в правом ряду теперь стало чуть сложней. Раньше, бывало, возникала мысль обогнать, но ведь для этого надо хорошо дать газку, чтобы передача переключилась на повышенную (или переключить вручную), а мне эта возня надо? Так и пыхтел себе потихоньку. А теперь обгонять стало легче (даже не надо клацать по лепестку чтобы переключить передачу и повысить обороты), но я стараюсь не поддаваться соблазну - полиция не дремлет! Хотя иногда любопытно наблюдать, как внутри меня СДВГ (та его часть, которая "Г") борется со стремлением к спокойной жизни ("я никого не трогаю, и меня пусть никто не трогает"). В общем, то, ради чего многие тюнингуют машины, мне не очень интересно - спортивные показатели не нужны (а нужна более тихая и комфортная обычная езда в прозаических городских условиях).

Так что это за зверь?

А теперь - куча цитат, надёрганных из интернета (без ссылок - если захотите, найдёте источники в гугле). Они дают много интересных подробностей.

Чип-тюнинг - это внесение изменений в программу управления двигателем. Чаще всего его выполняют для повышения мощности и крутящего момента.

Что дает чип-тюнинг двигателя

При создании автомобильного двигателя производителю нужно соблюсти баланс мощности, топливного расхода, безопасности, экологических параметров и требований страны, в которой будет эксплуатироваться автомобиль. Чтобы двигатель соответствовал всем показателям и условиям, производитель ограничивает его возможности.

Параметры работы двигателя контролирует ЭБУ – электронный блок управления двигателем. Он содержит микросхему памяти, в которой заложена программа с параметрами управления. Так как блок поддается перепрограммированию, в него можно внести изменения, в том числе применить настройки, которые позволят увеличить мощность двигателя. Услугу по перепрошивке ЭБУ называют чип-тюнингом.

Процедура чип-тюнинга позволяет без больших затрат сделать автомобиль быстрее и динамичнее, практически не вмешиваясь в конструкцию. Для атмосферных двигателей прирост мощности и крутящего момента может составить до 10%, а перепрошивка турбированных двигателей способна поднять показатели на 20-50%. С дополнительным запасом мощности водитель может реже переключать передачи, а у авто с АКПП повышается плавность их переключения.

При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.

Увеличение мощности двигателя не означает повышение расхода топлива. Мотору становится легче разгонять автомобиль с любых оборотов, а значит, не требуется его «раскрутка в звон». При грамотном чип-тюниге "краники" как раз то прикрываются, то есть топливная карта правится в сторону уменьшения количества впрыскиваемого топлива, а мощность увеличивается путем повышения КПД от сгорания топлива. Это подтверждает уменьшение расхода после чиповки на фоне возросшей мощности и крутящего момента. Хотя довольно часто в первые недели после чиповки владельцы замечают повышенный расход. Но это происходит из-за того, что в первые дни хочется проверить новые возможности мотора. Как только «гонки» заканчиваются, расход обычно становится ниже привычной нормы.

Также одним из основных вопросов перед процедурой чип-тюнинга является сокращение ресурса двигателя. Но если двигатель получает возможность без лишних нагрузок разгонять машину, почему его ресурс должен уменьшиться? На самом деле ресурс мотора в первую очередь зависит от таких факторов как: качество моторного масла и своевременность его замены, движение с непрогретым (холодным) двигателем на высоких оборотах, ну и конечно, качество топлива. Почему же завод - изготовитель сам не добавит все эти «прелести»? Дело в том, что машины выпускаются для широкого круга потребителей, эксплуатируются в разных условиях, с неодинаковой средней температурой, и, конечно же, на топливе разного качества. Потому заводу-изготовителю проще перестраховаться и оставить в запасе, "каких то" 20-30% лошадок.

Зачастую наиболее чувствительной прибавкой становится улучшившаяся отзывчивость на педаль газа и более ровная тяга по всему диапазону оборотов — именно это и даёт ощущение лучшей динамики при городской езде.

Мощность берется не из воздуха, а за счет оптимизации параметров. Дополнительной нагрузки на железо не происходит.
Увеличатся мощность двигателя и крутящий момент без технической модификации.
Улучшится динамика автомобиля;
Снизится время разгона. Идти на обгон станет безопаснее;
Машина перестает «тупить» при включенном кондиционере;
Повышается тяга на низких оборотах;
Переключение передач становится более мягким, исчезают провалы;
Педаль газа становится чувствительнее: улучшается реакция двигателя на нажатие, исчезает «задумчивость» машины;
Уменьшается турбояма на турбированном двигателе.

Что обеспечивает прибавку при чип-тюнинге? Производители устанавливают ограничения на максимальные обороты, чтобы обеспечить долгую жизнь двигателю и соблюсти экологические нормы. При тюнинге это ограничение сдвигается, что приводит к увеличению мощности двигателя. Но в будничной эксплуатации гораздо важнее крутящий момент. Поскольку увеличение этой характеристики позволяет реже отвлекаться на переключение передач и повышает комфортность езды. В атмосферных двигателях он увеличивается при помощи более точного управления впрыском и зажиганием, а в турбированных — управляется давлением наддува.

Основное внимание тюнеры уделяют кривой крутящего момента, стараясь поднять ее в зоне средних оборотов, которые чаще всего и используются при обычной езде. Условно говоря, уделяют большее внимание не объективной динамике (по секундомеру), а субъективной. Двигатель становится более эластичным, иногда острее реагирует на газ, и это создает ощущение, что мотор ощутимо прибавил в мощности.

Если поставить на стенды два мотора «до» и «после» и заставить их молотить на оборотах пиковой мощности при полностью открытом дросселе (так называемый номинальный режим), форсированный мотор будет изнашиваться сильнее. Другой вопрос, насколько это критично? Во-первых, двигатель редко используют в номинальном режиме: большую часть времени мы ездим на частичных нагрузках, и здесь разница между «до» и «после» уже не так заметна. Во-вторых, ресурс современных моторов «по железу» (к примеру, цилиндро-поршневой группы) составляет сотни тысяч километров, так что первого-второго владельца некоторое падение ресурса обычно не волнует. Наконец, в большей степени на ресурс влияет качество масла и топлива, чем изменения картографии мотора.

Возрастает ли расход топлива после тюнинга? Обычно потребление топлива возрастает в первую неделю после апгрейда, а потом возвращается на прежний уровень или становиться ниже. Это связано с человеческим фактором, так как владелец машины первое время даже подсознательно хочет испытать улучшение, и «гоняет», что приводит к увеличению расхода горючего. Последующее снижение расхода объясняется увеличением КПД двигателя.

Каково влияние чип-тюнинга на ресурс двигателя? Данная доработка повышает КПД двигателя за счет уменьшения внутренних потерь, вызывающих, в свою очередь, износ частей двигателя. После тюнинга машина становится более требовательной к качеству топлива и смазочных материалов. Поэтому всем обладателям чипованых двигателей рекомендуется чаще менять фильтры и следить за качеством работы топливной системы.

Чип-тюнинг позволяет наслаждаться поведением взбодренного автомобиля не только на трек-днях, но и в повседневной толкотне мегаполисов. Среди бонусов — снижение «задумчивости» и задемпфированности реакций на нажатие педали газа, которой сейчас страдают чуть ли не все массовые модели.

При чип-тюнинге увеличение мощности происходит благодаря оптимизации углов опережения зажигания и максимально оптимизированного состава смеси. Также улучшается множество других важных параметров, меняется алгоритм работы электронной педали газа. Лидеры в сфере калибровки моторов используют дорогостоящие эффективные редакторы прошивок, которые позволяют тонко и очень качественно настроить каждый параметр работы двигателя. При создании тюнинговой прошивки контролируются и другие важные параметры - мониторинг детонации, температура двигателя и выхлопных газов. Оптимизация всех ключевых режимов не только позволяет получить увеличение мощности, но и делает езду более комфортной, благодаря отсутствию задержек, рывков при старте или переключении скоростей.

Расход топлива снижается в среднем на 0,8-1,5 литра (до 10%) при спокойном, экономичном стиле езды. И как минимум, он не увеличится при активном вождении, при том, что сам автомобиль станет заметно динамичнее и удобнее в своих реакциях на нажатие педали газа.

Качественный чип-тюнинг не повышает расход топлива. Более того, в некоторых режимах езды, особенно если двигатель дизельный, возможна его экономия: 5–10%. Фантастика? Это объяснимо. Наибольший мгновенный расход приходится на переходные и разгонные режимы. При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.

Если чип-тюнинг так хорош, почему машины не чипуют сразу на заводе? Почему чип-тюнингом, при всех его положительных качествах, не занимаются повсеместно? Здесь стоит принять во внимание то, что для чипования требуются специальное дорогостоящее оборудование, наличие специалиста с определенными навыками и набор специфических программ для «прошивки».

Почему занижают мощность:
* Для производителя автомобилей дешевле ограничивать возможности на программном уровне. Это уменьшает количество технологических процессов на заводе и стандартизирует требования к поставляемому железу. Затраты на производство сокращаются.
Пример: Mercedes-Benz ML 320 и Mercedes-Benz ML 280 в 164 кузове, у которых один дизельный мотор, а отличия только на уровне прошивки блока управления. Аналогичная ситуация с Volkswagen T5 2.0 литра. Мощность версий регулируется на уровне ЭБУ.
* Разница в экологических требованиях и налогах — проблема для производителей. При продажах в конкретной стране нужно адаптировать модель под её условия. Делать это на уровне железа — нести дополнительные издержки. Дешевле и быстрее адаптировать авто за счет изменений на программном уровне.

То что я сделал, называется stage 1, т.е. первая стадия чип-тюнинга (заменена только плата управления). Есть ещё stage 2 и 3, когда апгрейду подвергаются детали мотора (турбина, элементы впрыска и т.д), и даже stage 4 (машину готовят к настоящим гонкам). В нашей ситуации был целесообразен только stage 1 - не стОит слишком вкладываться в тачку, которая, очевидно, через будет продана в не очень далёком будущем.

Следующий ролик смотрите не до конца, а до 4:18 (затем идёт реклама масла, после чего рассказывается о stage 2, 3 и 4):



Где такое делают?

Просто ищите "chip tuning" (на языке страны, где вы живёте) на Google maps.

"Ты же угробишь движок!" ©

Если вы почитаете интернет да поглядите ютюб, то обнаружите немало информации о том, что чип-тюнинг в лучшем случае погубит вашу машину, а в худшем - вас вместе с ней. Не хочу вдаваться в дискуссии (в интернете достаточно и прямо противоположной информации), лишь приведу цитату:

"Ресурс двигателя не снижается. Лицензированная прошивка, созданная профессиональным калибровщиком, увеличивает мощность двигателя и улучшает другие характеристики за счет оптимизации работы мотора, а не за счет его форсировки. Соответственно, снижение ресурса силового агрегата не происходит. Заводская прошивка большинства популярных моделей автомобилей заставляет работать двигатель под большей нагрузкой, чем тюнинговая прошивка. В угоду жестким экологическим требованиям, мощность мотора искусственно понижается и двигатель работает под большей нагрузкой, чем на тюнинговой прошивке."

Тем не менее, есть момент, где противники чип-тюнинга правы.

Как я писал выше, одна из целей искусственного ограничения возможностей мотора - повышение запаса прочности для "защиты от джигита". Если вы чипанёте движок и будете постоянно давить тапок в пол, изображая из себя Шумахера, то вместо увеличения ресурса получите аккурат обратное. При этом не только сам мотор, но и коробка передач может подвергаться нагрузке, на которую не рассчитана (при спокойной же езде после чип-тюнинга коробка даже "не будет знать", что те же самые "привычные" обороты достигнуты каким-то новым способом). Но также не будем забывать, что инженеры-чиповщики не идиоты, и не убирают запас прочности совсем, а просто немного "отодвигают планку".

Так что чипуйте на здоровье, получайте море удовольствия от обычной повседневной езды, но не выжимайте из машины всё, на что она теперь способна, как сок из лимона. It's OK эксплуатнуть улучшившийся разгон если возникла опасная ситуация на трассе, но не превращайте это в привычку.

Ну чё, джигиты, погнали? :_vsadnik_:

Если вы житель Большого Торонто, то жмите, чтобы узнать где я сделал чиповку:


Вот контактные данные гаража. Он находится прямо возле магазина Coppa's, что на Dufferin между Finch и Steeles. Фирма работает только с европейскими машинами (и с "блатными" не-европейскими). Чтобы проверить сделают ли они чип-тюнинг вашей, найдите её здесь (если не найдёте, не расстраивайтесь - эти ребята не единственные, подобных гаражей в GTA несколько).

Вам есть что сказать по этой теме? Зарегистрируйтесь, и сможете оставлять комментарии
cron