Иммиграционная программа провинции Манитоба называется MPNP (Manitoba Provincial Nominee Program). Всем интересующимся я настоятельно рекомендую почитать
Я лишь опишу в общих чертах.
MPNP имеет несколько разделов (так называемых стримов - потоков), я описываю вобщем только один поток именующийся Strategic Initiatives. Основные требования:
1) Возраст от 21 до 49.
2) Среднее образование плюс как минимум один год послешкольного образования с дипломом.
3) Два года работы на полную ставку за последние пять лет.
4) Знание Английского языка. Уровень владения языком определяется с помощью экзамена IELTS, но этот экзамен обязателен не для всех. Кому нужно а кому нет, а также проходной бал экзамена зависит от профессии.
5) Наличие минимальной суммы денег требуемой по этой программе: $10,000 на главного апликанта и по $2,000 на каждого из остальных членов семьи. Т.е. на семью из трех человек $14,000. ВНИМАНИЕ: это не деньги которые вы должны заплатить, это то что вы обязаны привезти с собой в Канаду чтобы обеспечить себя на первые пол-года проживания.
Во-первых нужно сказать что на программу подает кто-то один в семье. Он называется главным апликантом а остальные члены семьи едут с ним. Соответственно только главный апликант обязан соответствовать вышеперечисленным требованиям, а для остальных это не обязательно, хотя и желательно конечно.
Нужно также сказать что целью программы является привлечь людей не просто в Канаду а именно в Манитобу. Как я уже упоминал, по конституции нельзя заставить человека жить в определенной провинции, поэтому власти ищут что-то что привяжет соискателя к провинции. Таким якорем может быть наличие культурной общины, родственников или друзей в Манитобе, хотя с друзьями все немного сложно, но об этом ниже. Есть также возможность принять участие в этой программе и тем у кого вообще никого в Манитобе нет, но это сложнее так как нужно убедить власти что вы хотите жить именно в Манитобе.
Итак, для нас, русскоязычных израильтян, релевантны две общины: еврейская, или в простонародьи Джуйка, и русскоязычная общины. Каждая из этих общин имеет право выдавать так называемые "письма поддержки". Такое письмо говорит правительству что община хочет видеть в своих рядах этого человека, и на основании этого письма соискатель принимает участие в MPNP. Количество писем поддержки которые община может выдать в год ограничено, у Джуйки лимит намного выше чем у русскоязычной. Как я уже упоминал выше, есть возможность обратится напрямую в иммиграционные власти минуя общины и попросить принять участие в программе. При прямом обращении процесс иммиграции очень похож на процесс через общину с небольшими вариациями.
Процесс иммиграции делится на несколько стадий:
Стадия 1: Переписка
Соискатель пишет в общину или властям и говорит что хочет иммигрировать в Манитобу и высылает свои резюме. Далее следует переписка в течении которой от соискателя потребуется заполнить анкеты, послать документы об образовании, в случае Джуйки также потребуются документы подтверждающие еврейское происхождение(наличие Израильского гражданства не достаточно). Русскоязычная община проводит небольшое собеседование по Скайпу. Иммиграционные власти при прямом обращении могут попросить еще что-то, например подтверждение изучения Английского.
Результатом переписки является приглашение приехать в Виннипег на исследовательский визит. Визит это обязательная часть процесса.
Стадия 2: Исследовательский визит.
Цели визита в том чтобы человек представлял себе куда он едет. На визите от соискателя ожидается что он исследует основные аспекты жизни в провинции: прикинет каковы его шансы найти работу, посмотрит где он хотел бы жить, в какую школу возможно будут ходить его дети, как обстоят дела с его хобби. О визите я буду писать подробнее в одном из следующих постов.
В конце визита соискатель проходит интервью. При обращении напрямую к властям есть только одно интервью с иммиграционным офицером провинции, при обращении через общину есть еще и интервью с иммиграционным офицером общины.
С случае удачного визита община посылает властям письмо поддержки и власти выдают соискателю приглашение принять участие в MPNP. В случае прямого обращения через иммиграционные власти, приглашение выдается на месте после интервью с офицером.
Стадия 3: Подача документов на MPNP.
Получив приглашение соискатель подает стопку документов иммиграционным властям Манитобы, на сегодняшний день это делается онлайн. Требуемые документы включают в себя заполненные анкеты, свидетельства о рождении и браке, дипломы, выписку из национального страхования о рабочем стаже, письма из мест работы подтверждающие работу по профессии, распечатки из банка подтверждающие наличие минимальной суммы денег, результаты экзамена IELTS кому это нужно. Все документы должны быть переведены и нотариально заверены.
Через некоторое время после того как документы посланы, соискатель получает Letter of Approval - письмо от правительства Манитобы что его кандидатура подтверждена для участия в MPNP.
До этого момента, на любой стадии, вам могло быть отказано. После получения Letter of Approval вы становитесь участником MPNP и переезд в Канаду становится исключительно делом времени при условии прохождения медкомиссии..
Стадия 4: Подача документов в Канадское посольство.
Letter of Approval вместе с другими документами (например оригиналами (!) свидетельств о рождении и браке) вы посылаете обычной почтой в Канаду и оттуда их передают в канадское посольство в вашей стране. Еще до недавнего времени их несли прямо в посольство, но сейчас заставляют посылать в Канаду чтобы потом они вернулись назад. Зачем - понятия не имею.
Через некоторое время после отсылки документов вы получаете приглашение на медкомиссию.
Стадия 5: Медкомиссия.
Вся семья проходит медкомиссию включающую в себя осмотр у врача, анализ крови, анализ мочи и рентген грудной клетки.
После медкомиссии ждете еще некоторое время и получаете приглашение принести паспорта в посольство. Через пару недель после этого вы становитесь обладателем иммиграционных виз.
Вы обязаны въехать в Канаду в течении года после прохождения медкомиссии, иначе она становится недействительной и ее нужно проходить заново.
Все.
Я намеренно не писал сколько времени занимает каждая стадия потому что это зависит от многих параметров. Весь процесс от первого письма до виз может занять от года до трех-четырех лет...
При подаче через общины, самый длинный процесс это переписка до приглашения на визит. Общины загружены а количество писем поддержки ограничено, поэтому приглашения на визит от Джуйки можно ждать год-два, а можно получить и через пару месяцев. Логику общины никто понять так и не смог. После визита, у всех занимает плюс-минус одинаково если нет форс мажора типа потерянных документов. Например в 2011-2012 году с момента визита до виз проходило 9-12 месяцев. Сейчас, с новыми правилами посылки документов в Канаду на четвертой стадии, время увеличилось.
...мы ехали по программе напрямую через иммиграционного офицера. У нас не было сил и желания месяцами ждать ответа от Джуйки на каждое письмо, и тут мы случайно узнали про новый, и потому быстрый поток.
Мы написали письмо иммиграционному офицеру по имени Маркус Чамберс где рассказали о своем горячем желании жить в холодной Манитобе, и через три месяца переписки были приглашены в гости. Сборы и подготовка заняли еще 2 месяца, и в сумме через 5 месяцев после первого письма мы уже топтали вечную мерзлоту.
Нужно также упомянуть отличие визита через общину от визита напрямую. Как я уже писал, власти хотят людей которых что-то привязывает к провинции чтобы было меньше шансов что иммигранты через месяц сбегут или вообще не доедут. Но дискриминировать тех у кого в провинции никого нет тоже некузяво, и вот тут программа через Маркуса и нужна. Т.е. ты приходишь к офицеру, и глядя ему в глаза предельно честным взглядом заявляешь что Манитоба это мечта всей твоей жизни (крест на пузе, век свободы не видать!). А он должен поверить.
Чтобы он поверил, нужно показать ему насколько серьезно ты относишься к этому проекту, как много ты знаешь о своем вожделенном месте жительства.
Вобщем ты должен исследовать основные аспекты жизни в провинции: работу, жилье, образование для детей, свои хобби, социальные аспекты. А потом ему показать и доказать что ты это все исследовал, а посему первый, и самый важный совет визитеру: где бы ты ни был, с кем бы не встречался, собирай визитки, проспекты и флаеры. Потом вся эта макулатура будет доказательством того что то что ты рассказываешь офицеру ты не придумал от начала и до конца.
Но это я сейчас такой умный, а тогда пикантности ситуации добавляло то что до нас на визите по этой программе было буквально пару человек, и что ожидать от интервью с Маркусом мы не знали.
На самом деле, кроме того что нам нужно было что-то доказывать офицеру, нам и самим было интересно наиболее полно исследовать предполагаемое место проживания, поэтому мы решили ехать на 12 дней чтобы заниматься исследованиями в более спокойной обстановке а не галопом по Европам, пардон, по Северным Америкам.
Итак, как мы готовились к сбору визиток урожая лета 2011.
Работа.
Мы, два QA-щика (у меня 13 лет опыта, у жены 9), поехали на визит имея целью не только пройти интервью с иммиграционным офицером но и выяснить для себя каковы наши шансы на работу по специальности. А то на форуме пишут страсти всякие.
Мы подошли к этому делу следующим образом:
1) Я нашел в интернете список компаний занимающимся разработкой софта и сидящих в Виннипеге. 137 штук. Если кому интересно, то вот этот список. Надо отметить что это чистые софтверные компании, конечно не все которые там есть, и не включая банки, страховые компании и иже с ними.
Из этого списка я вычленил 40 штук на мой взгляд самых перспективных, и всем разослал резюме с вопросом "а вот если бы я там жил, мог бы я у вас работать?". Без ответа к сожалению.
2) Нашел с десяток рекрутерских агенств, и послал всем тоже, включая и на конкретные позиции. В результате мне ответила одна компания, оказавшаяся аутсорсинговой, и пригласила встретиться когда будем на визите.
Жилье.
На форуме я нашел двух русскоязычных риэлтеров и договорился с ними что они расскажут нам про рынок недвижимости, покажут дома на продажу.
Кроме того, мы понимали что поначалу нам нужно будет снимать хату, поэтому я нашел несколько домов где на момент визита были вакантные квартиры в расчете на то что мы заглянем посмотреть как оно выглядят. Например вот сайт со списком домов. Тыкаете в район на карте и получаете список домов со съемными квартирами. Ссылки ведут на сайты компаний хозяев домов где можно прочитать о доме и увидеть есть ли свободные квартиры.
Ну и напоследок, начитавшись на форуме о том какие районы считаются лучше а какие хуже, где концентрируются наши люди, я вооружился Google StreetView и часами бродил по улицам разных районов. Прикольная, кстати, штука. Снималось это все в разные времена года, поэтому иногда, двигаясь по одной улице, ты можешь увидеть как она выглядит летом, осенью и зимой. Времена года обычно сменяются на перекрестках.
Садики.
Нагуглили мы и детских садиков на посмотреть. Правда на форуме писали что без предварительной договоренности нас в них не пустят, но мы решили переть внаглую, израильтяне мы или нет в конце концов? Забегая вперед скажу что нам таки удалось проникнуть в несколько.
Хобби.
Я естественно нагуглил все что мог на тему своих хобби. Записал все это с намерением посетить и собрать визитки.
Магазины.
Нарыл я и с десяток магазинов на разные темы чтобы побродить и посмотреть на цены. Мебель, электротовары, одежда, универмаги, машины.
Получив довольно внушительный список мест которые мы хотим посетить, я стал чесать в репе как это все систематизировать. Как известно чесание затылка подстегивает мыслительный процесс так что решение пришло: географически! Я пометил все места на Гуглокарте, а точнее я создал две карты - одну для работы а другую для всего остального. Карты эти я напечатал и использовал на визите. Оказалось очень удобно - по этим картам мы каждое утро решали в какой район города мы сегодня едем по концентрации интересующих нас мест.
Кому интересно, вот эти карты (кликабельно):