Имя пользователя:

Пароль:


Список форумов ОЛИВЬЕ ИЗ РАЗНЫХ ТЕМ Kлуб потребителей Интернет, компьютеры, девайсы Просмотров: 185

О тёплом звучании без иронии. Винил, лампа.


Дела ляктронные
  #1
Сообщение 17 Sep 2023, 21:16
Ursego Аватара пользователя
СОЗДАТЕЛЬ ТЕМЫ
Canada, Ontario
Город: Toronto
Стаж: 11 лет 8 месяцев 4 дня
Постов: 10707
Лайкнули: 3448 раз
Карма: 33%
СССР: Днепропетровск
Пол: М
Лучше обращаться на: ты
Заход: 20 Nov 2023, 18:00

Изображение

Выражение "тёплый ламповый звук" давно стало издевательским мемом, который используется для описания чего-то изотерического и несуществующего. У большинства современных любителей музыки, не являющихся глубоко нырнувшими аудиофилами, нет виниловых проигрывателей и ламповых усилителей, поэтому разговоры на эту тему - абстракция. Я тоже до недавнего времени не представлял о чём речь, но неожиданно купил карманный плеер. Пусть не самый дешёвый, но и дорогим не назвать - доступный по цене для любого рядового любителя музыки. Наверно, вы подумали - вот удивил герой! И всё-же кого-то, я возможно, сейчас реально удивлю: аналоговый усилитель этого плеера настроен на утепление звука, т.е. умышленно вносит в него примерно те же искажения, что игла проигрывателя и лампа вносят естественным для них способом. Причём всё сделано с помощью настроек усилителя - никакой цифры. Есть три опции - утеплять сильно (типа винил+лампа), утеплять немного (типа что-то одно) и не утеплять вообще. Оказалось, что есть и серьёзные усилители с этой фичей, а если у вас уже есть любимый усилитель, то воткнуть перед ним ламповый пред-усилок не сильно опустошит ваш карман. Более того, есть, даже портативные ламповые усилители (например, этот), так что тёплым вы можете сделать даже ютюб на телефоне! Короче, тема заслуживает интереса.

ВИНИЛ

Многие аудиофилы коллекционируют пластинки утверждая, что звук на них гораздо приятней "цифры". И это не пустые слова, так что дело не только в страсти к коллекционированию, воспоминаниях юности или завораживающем, успокаивающем гипнозе крутящейся пластинки (эти факторы существуют, и это прекрасно, но к нашему техническому разговору отношения не имеют).

При этом существует некое противоречие... Общеизвестно, что виниловый звук менее честный, и по формальным параметрам уступает компакт-диску. Динамический диапазон (ДД) - это разница между самым громким звуком и тишиной. Он важен не для громкости, а для передачи оригинального качества. В силу естественных ограничений при "запечатлении" звуковой волны на дорожке, максимально возможный ДД винила - 70 дБ. Для описания этого диапазона "в цифровом эквиваленте" достаточно 12-битного числа. Для сравнения: динамический диапазон компакт-диска описывается 16-битным числом и таким образом составляет 90 дБ. Но это даже не самое главное (70 дБ вполне достаточно в большинстве случаев, хоть и не всегда).

А, да, чуть не забыл - ещё есть разрешающая способность носителя звука, т.е. максимальная частота, которую он способен передавать. И тут тоже компакт плещет винил по щекам.

ChatGPT:

Разрешающая способность виниловых проигрывателей может сильно варьироваться в зависимости от многих факторов, включая качество прессовки пластинки, качество иглы и картриджа, а также самого проигрывателя. Тем не менее, существуют общие рамки для этой характеристики. Виниловые записи обычно имеют частотный диапазон от примерно 20 Гц до 20 кГц, что соответствует слышимому диапазону человеческого уха. Однако реальный верхний предел может быть ниже из-за ограничений оборудования для записи и воспроизведения. В некоторых случаях, особенно у старых записей, верхний предел может достигать только 15 кГц или даже меньше. С другой стороны, современные аудиосистемы высокого класса и качественные виниловые пластинки могут воспроизводить частоты даже выше 20 кГц, хотя такие частоты уже находятся за пределами слышимого диапазона большинства людей. Таким образом, хотя теоретически винил может воспроизводить частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц или даже выше, реальная разрешающая способность будет зависеть от конкретной комбинации пластинки, иглы, картриджа и проигрывателя.


Дело в том, что игла имеет естественные ограничения при повторении кривизны дорожки на высоких частотах - грубо говоря, она не способна колебаться так быстро, как того бы требовалось, что как минимум приводит к искажению звука из-за потери гармоник (даже если и нет слышимой потери высоких, хотя вышеупомянутые 15 кГц - это "качество MP3"). Да и сама эта дорожка, математически говоря, не является 100-процентным повторением оригинальной волны (вы вообще представляете, какие микроскопические детали должны были бы быть "отлиты" в материале, из которого производят пластинки, даже если бы игла и была способна их повторить?). Какая там к хренам аналоговость, она и рядом не валялась!

Существует распространённое заблуждение, что "цифра" уступает "аналогу" из-за того, что производится недостаточно измерений ("сэмплов") в секунду, из-за чего мы получаем не плавную волну, а ступеньки. Но это не так. Можете сколько угодно сомневаться насчёт CD, но в 192-килогерцевых хай-резах ступеньки уж точно меньше, чем на виниле, и уж без всякого сомнения это намного превышает разрешающую способность человеческого уха. Но, тем не менее, на хай-резах мы не получаем "аналоговое" звучание - явно слышно, что это "холодная цифра", "компьютерный звук".

ТАК В ЧЁМ ЖЕ ДЕЛО, ЧЁРТ ПОБЕРИ?

Я тут математически доказываю, что винил не лучше сидюка, а ведь на практике - пипец как лучше!

На самом деле вся эта математика с максимально возможным динамическим диапазоном и разрешающей способностью не имеет практического значения. Вернее, имеет небольшое, но эти факторы просто "тонут" в трёх других, которые действительно делают разницу колоссальной.

  • Звук, записываемый на CD, часто подвергается компрессии. Это самый важный фактор - если звук не сжат, то даже на компакте он будет звучать потрясающе. К счастью, в последние годы эта ужасная тенденция немного уменьшается (прочтите эту тему).

  • Общепринятый алгоритм оцифровки несовершенен. Он делает звук более резким и холодным даже на хай-резах с невероятными ДД и резолюцией. И хотя этот фактор - наименее "вредящий" из трёх, но тоже - штука неприятная. Хорошая новость - эта проблема полностью решена в формате DSD, который описан здесь.

  • Винил имеет более мягкий, тёплый окрас, причём у этого факта - громадное практическое значение. Именно об этом речь и пойдёт дальше в этой теме.
Природа виниловой записи такова, что оригинальный звук подвергается искажению, которое делает его более приятным на слух. Если у вас есть пластинка Innuendo Квинов, поставьте её, закройте глаза и получите удовольствие от "винилового" саунда! Получили? А теперь - информация к размышлению (шок для тех, кто не знал): этот альбом был изначально записан в цифре, причём не в хай-резе, а в 16/44.1. Т.е. если вы послушаете этот альбом на компакте (совершенно несжатом, если такой существует), то вы, можно сказать, услышите оригинальный мастер-файл. И звучать он будет более холодно и резко (т.е. менее приятно), чем пластинка! В общем, хотя по объективным техническим характеристикам CD как минимум не хуже винила, факт остаётся фактом - винил звучит лучше, это не самообман. И любители винила совершенно не должны сетовать на то, что многие современные пластинки штампуются с цифровых файлов.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО ЗВУКОМ

В "виниловых" искажениях нет ничего изотерического или колдовского, они легко описываются. Итак, немного теории. Не волнуйтесь, она не скучная, а довольно интересная!

Вы, конечно, знаете, что звук состоит из основной волны и её гармоник (обертонов). Если не знаете, то даю краткое объяснение. Допустим, частота звука - 1 кГц. Если "всмотреться" в график волны (как бы "сделать зум"), то можно обнаружить, что линия (идущая вверх-вниз) - не плавная, а неровная, и сама по себе является графиком волн с более высокими частотами, кратными основной (2, 3, 4 кГц и т.д.). Вот эти "дополнительные" частоты и называются гармониками или обертонами. Их волны имеют разную форму в зависимости от источника звука и формируют тембр - именно благодаря им мы отличаем ноту одной и той же частоты, взятую на скрипке и на саксофоне, а также различаем голоса людей.

Изображение

Частоты всех гармоник кратны основной частоте. Номер гармоники - это число, на которое умножается основная частота. Например, 2 кГц - это вторая гармоника, 3 кГц - третья и т.д.

И вот тут мы подходим к самому неожиданному и интересному!

Чётные гармоники создают богатый, приятный, успокаивающий звук. Нечётные гармоники придают сигналу резкое, неприятное, агрессивное звучание.

ChatGPT:

Консонанс и диссонанс в музыке определяются степенью устойчивости или напряженности интервала или аккорда. Эти понятия связаны с соотношением частот между двумя звуками.

Чётные соотношения частот: Простые соотношения частот, такие как 1:2 (октава) или 2:3 (пятая), обычно воспринимаются как консонантные. Это означает, что волны двух звуков "совмещаются" или синхронизируются в регулярных интервалах. Эти интервалы создают приятное для уха сочетание.

Нечётные соотношения частот: Сложные соотношения, такие как 15:16, обычно воспринимаются как диссонантные. В этом случае волны не совмещаются так регулярно, создавая более "напряженное" звучание.

Так вот, виниловый проигрыватель больше усиливает чётные гармоники, и подавляет нечётные. Когда игла колеблется, чётные гармоники входят в резонанс с предыдущими чётными гармониками (а особенно с основной частотой, которая является самой мощной) и таким образом усиливаются ими. А нечётные - наоборот, приглушаются т.к. игле трудно их воспроизводить чисто физически. Нечто подобное происходит и в лампе усиления, только не механически, а электрически (вместо колебаний иглы - возгорания/угасания лампы). В результате получается приятное на слух звучание, именуемое "тёплым". Причём в сетапах многих аудиофилов и винил, и лампа "работают" вместе.

Как видите, "тёплые" искажения легко описываются математически, и поэтому могут быть достигнуты и без применения винила и лампы - путём внесения в сигнал, снятый с цифрового носителя, таких же искажений при усилении специально настроенными "утепляющими" транзисторными трактами (подавить нечётные гармоники - задача не из сложных). Лучшее, что можно придумать в плане качества звука - это носитель DSD в связке с утепляющим транзисторным усилителем (винил и лампа утепляют прекрасно, но, увы, имеют и немало недостатков). Впрочем, даже если вместо DSD использовать просто флаки с компьютера (через достойный DAC, конечно), можно тоже иметь море удовольствия. Как по мне, теплота звука - это самое главное, хотя, конечно, native DSD (в т.ч. снятый с винила) - приятней флака.

ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В ЭТОМ

И хотя описанное - основа улучшения звука виниловым проигрывателем, есть и другие аспекты. Давайте их рассмотрим тоже:

  • Гармонические искажения: Все аналоговые устройства вносят некоторые искажения в аудиосигнал. Эти искажения могут включать в себя добавление гармоник, которых не было в оригинальной записи. Ламповые усилители, например, известны своими гармоническими искажениями, которые часто усиливают четные гармоники, придавая звуку характерную "теплоту".
  • Виниловые особенности: Виниловые пластинки имеют свои ограничения по частотному диапазону, динамическому диапазону и другим параметрам. Это может влиять на воспроизведение определенных гармоник и частот.
  • Резонанс: Компоненты проигрывателя, такие как тонарм, картридж и даже сама пластинка, имеют свои резонансные частоты. Эти резонансы могут усиливать или подавлять определенные частоты, что влияет на восприятие звука.
  • Аналоговый шум: Виниловые пластинки также имеют аналоговый шум (например, шум иглы), который может придавать записи "органичность" или "живость".
Таким образом, хотя многие люди описывают звук винила как "теплый" и "органичный", это не обязательно связано только с усилением четных гармоник или подавлением нечетных. Это скорее комбинация многих факторов, которые вместе создают уникальное звучание виниловых записей. И этом звучанием вы можете наслаждаться, случая файлы DSD, снятые с винила, которые сохраняют все нюансы!

Вам есть что сказать по этой теме? Зарегистрируйтесь, и сможете оставлять комментарии